Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.29. Самарский вокзал

Возвращаюсь к описанию российской поездки августа 2009 года.
В нумерации частей два пропуска - соль-илецкие ночные приключения, временное разъединение экспедиционеров и мой путь в Самару на киргизском поезде я опишу попозже, пока что-то кураж не идёт. А дабы не простаивать зазря - расскажу вам о Самаре, втором значимом "открытии-2009", наряду с Веной. Поскольку она была для меня абсолютно незапланированным пунктом в маршруте экспедиции, то я заранее не намечал там интересные объекты, как обычно делаю в таком случае; толком ничего не знал, "что-где" и поэтому самарские путевые заметки мои будут довольно хаотичны. Пробыл я там всего 22 часа, потом убыл в Астрахань - но за эти неполные сутки я прямо-таки влюбился в этот город и дал себе слово, что по возможности вернусь сюда суток на 3-4, дабы посмотреть его неспешно и внимательно.
Самара оказалась сопоставимым с Киевом по разноообразию архитектурным клондайком, только, конечно совсем иным и по характеру и по колориту. Я там за время хождений наметил огромное количество интересных объектов на будущее, ежели сложится. Но, как бы то ни было, несмотря на хаотичность и фрагментарность, посмотреть там успел довольно много; правда, под конец был цейтнот по времени. Прокатился по Волге, осмотрев парадный фасад города, походил по улицам центра, по набережной и одной из спальных окраин, прокатился на метро и трамвае, заценил Ракету, поел в местных кафешках.
* * *
А первый самарский пост в этой серии будет о новом вокзале. Это действительно уникальный в своём роде объект: построен на излёте "смутных" лет (1996-2001), велик по масштабу, выполнен в современном стиле хай-тек, и - что самое интересное - смел и харизматичен по воплощению. То есть, в итоге получился не стандартный очередной говнохайтек, "высер архитектурного бабла" - а именно знаковое здание, которое стало новой и несомненной достопримечательностью города. Такое с хай-теком и вообще, с современным зодчеством, бывает крайне редко. Разве что Национальная библиотека в Минске - явление такого же порядка. Но уже киевский "Парус" и Ладожский вкз. в Питере - слабее, не говоря о иных проектах. Да и венские проекты новых вокзалов скорей удручают, чем вдохновляют.
Так что пришлось, при всём моём скептицизме к этому стилю, мысленно признать - да, очень нерядовой и смелый проект. Я оценил его днём на солнце, вечером при закате, ночью в огнях, утром в облаках. Самый необычный и яркий вокзал постсоветской эры.




Однако начать рассказ стоит с предыдущего вокзала, который простоял в Самаре-Кубышеве 120 лет: 40 лет при царе, весь СССР и пять лет ельцинского хаоса (1876-1996).
1. Выглядел он вот так:

Почему его к 1996 решили снести? Для меня, на самом деле, осталось загадкой. Статьи, найденные в сети, утверждали, что:
...через 120 лет эксплуатации вокзала в условиях возрастающих нагрузок и вибрации было принято первоначальное решение о его перепланировке и реконструкции с сохранением внешнего фасада и внутренней исторической атрибутики. Однако в процессе проектных работ выяснилось, что изношенность фундамента и стен требует сноса здания. Так, здание вокзала, занесенное в республиканский реестр исторических и архитектурных памятников, пришлось сносить.

Так это, или не так - Бог весть. Во всяком случае, его действительно сломали, освободив площадку для нового строительства. Другая загадка этой самарско-вокзальной истории - это то, что был принят чрезвычайно амбициозный и необычный проект. Это удивительно именно потому, что в 1995-96 гг. состояние финансов и общее самочувствие страны было аховым. Как же на это решились? И когда этот проект "созрел" - в какие года? Не знаю...

Вскоре начали и строить (строила компания "Волгатрансстрой"). Строили тяжело, больно и с постоянными скандалами - кто-то недовнёс свою долю (финансирование было долевое), кто-то устранился. Время такое. Несколько раз большую стройку останавливали из-за недофинансирования, и тогда приняли решение сдавать вокзал в эксплуатацию мелкими очередями: готов кусок - его в эксплуатацию, строим следующий. Удивительно, но к началу 2002 года главный комплекс, включая гостиницу и высотное здание, сумели-таки ввести в строй. Первую очередь ("низ" вокзала, где проходят пассажиры) сдали в 1999-м.
Вот такая с ним история.

А теперь посмотрим на сам вокзал.
2. Вот таким я увидел его, сойдя с поезда на платформу.


3. Вокзал в 6 вечера, предзакатное состояние. Слева - вход.
Если вики не врёт, то это самое высокое здание вокзала в Евразии (высота со шпилем - 100 метров), отдельно без шпиля – 74 метра.


4. Весь вокзальный комплекс, включая боковые крылья.


5. На закате. Остекление очень чутко реагирует на облака и изменение освещения - так что образ вокзала постоянно меняется.


6. Солнце зашло, зажигаются первые огни. Вечереет.


7. Вокзальный комплекс в сумерках.


8. Вокзал в темное время. На мой взгляд, очень приличная и не кричащая схема подсветки.


9. Вид чуть подальше, в створ ул. Спортивная.


10. Верхняя часть. Этот ракурс почему-то напомнил мне выборгскую башню Св.Олафа - несколько минут не покидало ощущение, что это замок, только современный.


11. Главный вход выполнен тоже довольно интересно.


12. Вид, если смотреть от главного входа. Здание напротив - управление Куйбышевской ж.д., я его покажу в светлое время суток в другой серии, там есть свои странности и интересности.


13. Вокзал со стороны путей.


14. Вид на конкорс (который весьма большой - больше минского раза в два с половиной по ширине).


15. Композиция на главном фасаде с часами. На мой взгляд, весьма неплохое и интересное решение.


16. Главный вход и начало левого крыла с гостиницей.


17. Утренняя привокзальная площадь через остекление.


18. Входы в подземные уровни, а также и скамейки, выполнены в общем стиле вокзала.


Теперь давайте зайдём внутрь.

19. Вид на главный вход изнутри. Вокзал там чуть ли не зеркально чист - постоянно протирают уборщики с техникой. Когда я потом оказался в минском вокзале - вспоминал самарский. Только самарский грандиознее и смелее, как объект зодчества.


20. Вид на внутренний объём со II надземного уровня.


На этой странице сайта Куйбышевской ж.д. можно посмотреть и вид на купол.

21. Вокзальный хай-тек изнутри.


22. Внутренние уровни выполнены 8-угольником в плане. Они разной высоты. Этот - I надземный, где камера хранения.


23. Здесь же железнодорожники поместили и музей Куйбышевской ж.д.
К моему великому сожалению, в момент моего пребывания он был наглухо закрыт.


24. Расписание у самарского вокзала очень большое (по нынешним временам) - хотя и уступает по интенсивности харьковскому и свердловскому вокзалам советской эры. Это очень серьёзный пересадочный и транзитный узел.


25. Обычная картина для Самары - "азиатская" (татарская, башкирская, узбекская и т.п.) бабушка с котомкой на фоне великолепных хай-тек интерьеров.


26. Тут же я встретил и автоматы свежеотжатого сока. 60 рублей - и стакан свежеотжатого можно пить.


27. Фото изнутри гостиничного крыла. Эту яркую красную надпись можно увидеть на фото №9, только снаружи.
Просто так сюда попасть невозможно - нужно жить в гостинице. Я так и поступил по приезде, потому что искать ночлег было уже поздновато, да и я бы на это убил много времени, посему придушил в себе жабу, да и отдохнуть полноценно очень хотелось - особенно после соль-илецких испытаний, и взял в вокзальной гостинице номер. Можно было дешевле, если в городе. Кроме того, отсюда же я и уезжал, так что базу на главном вокзале оказалось иметь очень удобно в плане передвижения.


28. На платформах вокзала продают множество конфет местных самарских фабрик.


29. На следующий день у речного вокзала я столкнулся с несомненным свидетельством того, что новый ж/д вокзал уже зачислен массовым сознанием в достопримечательности: вот такие магниты из керамики продавали сувенирщики. Конечно же, я взял на память магнитик с вокзалом :-)


Словом, новый самарский вокзал, при всей сомнительности и неоднозначности появления его на свет, представляет собой несомненно выдающееся здание и образцовый пример стиля эпохи. Конечно, самарские краеведы могут меня и побить, за такие отзывы и за несильное жаление о старом - но вокзал мне однозначно понравился. Очень харизматичен и не имеет аналога. Да и как доминанта он неплох (см. ниже).

30. Вот, можно оценить, как он вписан в окружающий ландшафт (фото не моё). По-моему, очень неплохо. А в левом нижнем углу - здание Куйбышевской ж.д.



Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Самара, архитектура, железные дороги
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 182 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →