1. Самым первым "невокзальным" и весьма ярким впечатлением о городе (а прибыл я туда около 6 вечера) оказалась реклама гостиницы "Октябрьская". На ней Ильич целеустремлённо призывал поселиться в ней и кричал в кадр (с тремя восклицательными знаками!), что он рад представить (не предоставить) нам гостиничные услуги. И вообще, все было продумано в этом стиле - и цветовая гамма (очень красная), и улица (Авроры), и даже домен хотеля был не ru, а su. Я, честно, проникся.
2. Вообще, по итогу трёх прогулок по городу оказалось, что самарцы "революциённую" рекламу любят и, видимо, октябрьский бренд тут успешно работает. Вот, скажем, реклама на трамвае - ТЦ "Новая Аврора". Тоже очень убедительный синий крейсер с красными трубами.
3. Или ещё: баня "Революция". Здесь тоже есть явный налёт системности (улица-то - Революционная), хотя такую рекламу слабали, скорей, анархисты в душе (главный цвет - чёрный). Нисколько не удивлюсь, если такая баня в качестве особой "фишки" практикует прогрессивные совместные способы проведения мытья, в духе ранней Коллонтай и начала 1920-х :-)
Впрочем, ладно. Вернёмся к городу. Поскольку определенное время ушло на ознакомление с вокзалом, его окрестностями и устройство в гостиницу, а также на освежение после пути в киргизском поезде, то, когда я решил прогуляться по городу, уже начало вечереть. Первым делом я стал искать какой-то атлас города, или карту - заранее-то не готовился к Самаре и вообще не представлял, что тут и в какой стороне. Минут через 15 нашёл книжку-атлас и изучив, решил пройтись кратчайшим путём к Волге. Получалось, что надо было идти по Л.Толстого.
4. Однако, темнело быстро, а освещение улиц в Самаре оказалось намного жиже, чем я ожидал. А может, просто привык по Питеру, что у нас всё горит и фасады подсвечены - а тут совсем не так. В общем, темно на улицах было, посему я программу на середине пути сократил, до тёмной Волги не пошёл и вернулся обратно по обтрамваенной ул. Красноармейская. Фото ночного вокзала в предыдущем посте сделаны как раз в конце этой прогулки.
Зато отметил разнообразие архитектуры и множество интересных зданий (см.).
Так что подавляющая часть моей "самарской" программы состоялась солнечным днём 15 августа, с этого дня и буду показывать снимки.
5. "Набор" транспорта в Самаре полный: троллейбусы...
6. ...автобусы (много осталось ещё ностальгических "сараев" - ЛиАЗов-677)...
7. ...трамваи...
...и метро, которое я покажу отдельной серией. Трамваи к привокзальной пл. подходят довольно близко, а вот самарское метро так и не дотянуто до вокзала, что очень сильно его обесценивает.
8. Ах, да, ещё маршрутки. Их тут много, носятся целыми толпами - в т.ч. вот такие азиатские "сёстры".
Утренняя прогулка к Волге началась от здания вокзала (где я остановился в гост."Транзит"), посему начнём осмотр с привокзальной пл., а потом пойдём дальше.
9. С правой стороны площадь замыкает здание дорожной больницы.
10. По центру расположено очень интересное здание управления Куйбышевской ж.д (1927 г. - здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги. Начинали строить, вроде, ещё до революции).
11. Присмотревшись, я отметил явную странность: герб СССР сплющен, как будто в Фотошопе. Чуть ли не вдвое.
12. При этом у ордена Ленина были нормальные пропорции. Зачем так странно поступили, я не понял.
13. А вообще, на площади чего только не намешано: капитальная дореволюционка, брежневка, говнохайтек и т.д.
Ладно, теперь не спеша пойдём от вокзала по ул. Л.Толстого навстречу матушке-Волге.
Большинства зданий я не знаю - ни назначения, ни лет, а предположения - приблизительны, так что, товарищи самарцы, если будет настроение - подсказывайте, я буду добавлять в описание.
14. Очень странное сочетание парадного "сталинского" входа и брежневки внутри, на территории (стадион "Динамо").
15. Явно наследие богатого купеческого прошлого. Возможно, тут могли гулять жёны волжских пароходчиков, затариваясь свежей ветчиной у мясника и фыркая на плохо пахнущих проходящих грузчиков с порта.
16. ДК Железнодорожников. Очень интересное в перспективе улицы здание. Меня заинтересовало, почему там бюст Пушкина. Какого хрена он к ж/д присоседился?
17. Оказалось, это дореволюционный "Пушкинский дом". Всё понятно.
18. Перпендикулярные Л.Толстого улочки тоже очень колоритные: есть просто шедевры. Просто не веришь, что находишься в сердце индустриального миллионника, ракетной столицы СССР. Иркутск, ей-ей, как есть Иркутск! :-)
19. По пути я узнал, что тут есть не только кондитерская фабрика "Россия", но и другие. ("Рубиновый ковчег")
20. Купеческая Самара. Это вылитый Киев: на памятник архитектуры в свободном полёте обывательской мысли лепятся доморощенные балкончики, скворечники, без каких-либо признаков порядка, и всё это приправляется хаотической говнорекламой "Сан-Сальвадор" и проч. Белорусский авторитарный Лукашенка бы таких деятелей, наверное, порол розгами два часа без перерыва :-)
21. Попадаются очень милые шедеврики XIX века. Это тоже на перпендикулярной улочке, в зоне обзора.
22. Нужно отметить и то, что многие улочки старой Самары очень зелёные.
23. Если убрать нос машины слева - то полное ощущение, что я иду где-то в 1898 году, а с Волги через минуту загудит колёсный пароход. Машина времени...)
24. Ярким самарским признаком является обилие уцелевших двориков прошлого-позапрошлого столетия, с хаотической внутри-застройкой. Вон, в глубине, деревянный дом со шпилем - явный ровесник зеленогорских-сестрорецких дачных шедевров Империи.
25. Какое-то, видимо, административное здание (upd: филармония, 1990-е).
26. Ещё интересная "деревяшка" с резьбой. Правда, изрядно покоцанная временем.
27. На пересечении с ул. Фрунзе я заприметил удивительные для русского купеческого города готические шпили и решил свернуть туда.
28. Сперва на пути стояла православная церковь.
29. А затем и костёл. Он действительно оказался польским - храм Пресвятого Сердца Иисуса, был построен в 1906 г. и был - долгое время - самым высоким строением в Самаре! Удивительно, как им разрешили превысить православные доминанты.
30. Вход в костёл.
31. Чуть дальше по улице было здание в стиле модерн, с чудной и роскошной дверью (правда, обшарпанной) - Дом Курлиной, 1903 г. Здесь находится экспозиция истории города до 1918 г.
32. Ещё немного старой Самары.
33. Тоже интересное здание, исполненное очень тщательно.
Ну что ж, вот и дошли почти до Волги.
В следующей части пойдём по более капитальной застройке периода поздней Империи.
Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information