Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.30. Самара: от вокзала до костёла

С воротами города - новым вокзалом я вас уже познакомил, а теперь - самое время прогуляться по Самаре; точней, по её "старой" части, напоминающей о её богатом купеческом прошлом. После первого знакомства с городом я подумал, что Самара по своему колориту похожа на "коктейль", в котором в разных пропорциях смешаны Киев, Иркутск и Астрахань. С Киевом её роднит большое разнообразие архитектурных стилей, их произвольная мешанина и небрежительное отношение к историческому наследию, его уродование. С Иркутском - большая доля "деревянного" центра и патриархальности на резком контрасте с наступающим "новьём", а также трамвай, прорезающий тихие улочки. С Астраханью - ощущаемый подспудно "азиатский" налёт части старой застройки и такое же купеческо-торговое её происхождение, хотя, конечно, в Астрахани эти признаки выражены намного ярче (её я покажу позже). А в целом - город, бесспорно, колоритный и своеобразный, имеющий индивидуальное лицо.




1. Самым первым "невокзальным" и весьма ярким впечатлением о городе (а прибыл я туда около 6 вечера) оказалась реклама гостиницы "Октябрьская". На ней Ильич целеустремлённо призывал поселиться в ней и кричал в кадр (с тремя восклицательными знаками!), что он рад представить (не предоставить) нам гостиничные услуги. И вообще, все было продумано в этом стиле - и цветовая гамма (очень красная), и улица (Авроры), и даже домен хотеля был не ru, а su. Я, честно, проникся.


2. Вообще, по итогу трёх прогулок по городу оказалось, что самарцы "революциённую" рекламу любят и, видимо, октябрьский бренд тут успешно работает. Вот, скажем, реклама на трамвае - ТЦ "Новая Аврора". Тоже очень убедительный синий крейсер с красными трубами.


3. Или ещё: баня "Революция". Здесь тоже есть явный налёт системности (улица-то - Революционная), хотя такую рекламу слабали, скорей, анархисты в душе (главный цвет - чёрный). Нисколько не удивлюсь, если такая баня в качестве особой "фишки" практикует прогрессивные совместные способы проведения мытья, в духе ранней Коллонтай и начала 1920-х :-)


Впрочем, ладно. Вернёмся к городу. Поскольку определенное время ушло на ознакомление с вокзалом, его окрестностями и устройство в гостиницу, а также на освежение после пути в киргизском поезде, то, когда я решил прогуляться по городу, уже начало вечереть. Первым делом я стал искать какой-то атлас города, или карту - заранее-то не готовился к Самаре и вообще не представлял, что тут и в какой стороне. Минут через 15 нашёл книжку-атлас и изучив, решил пройтись кратчайшим путём к Волге. Получалось, что надо было идти по Л.Толстого.

4. Однако, темнело быстро, а освещение улиц в Самаре оказалось намного жиже, чем я ожидал. А может, просто привык по Питеру, что у нас всё горит и фасады подсвечены - а тут совсем не так. В общем, темно на улицах было, посему я программу на середине пути сократил, до тёмной Волги не пошёл и вернулся обратно по обтрамваенной ул. Красноармейская. Фото ночного вокзала в предыдущем посте сделаны как раз в конце этой прогулки.
Зато отметил разнообразие архитектуры и множество интересных зданий (см.).


Так что подавляющая часть моей "самарской" программы состоялась солнечным днём 15 августа, с этого дня и буду показывать снимки.

5. "Набор" транспорта в Самаре полный: троллейбусы...


6. ...автобусы (много осталось ещё ностальгических "сараев" - ЛиАЗов-677)...


7. ...трамваи...


...и метро, которое я покажу отдельной серией. Трамваи к привокзальной пл. подходят довольно близко, а вот самарское метро так и не дотянуто до вокзала, что очень сильно его обесценивает.

8. Ах, да, ещё маршрутки. Их тут много, носятся целыми толпами - в т.ч. вот такие азиатские "сёстры".


Утренняя прогулка к Волге началась от здания вокзала (где я остановился в гост."Транзит"), посему начнём осмотр с привокзальной пл., а потом пойдём дальше.

9. С правой стороны площадь замыкает здание дорожной больницы.


10. По центру расположено очень интересное здание управления Куйбышевской ж.д (1927 г. - здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги. Начинали строить, вроде, ещё до революции).


11. Присмотревшись, я отметил явную странность: герб СССР сплющен, как будто в Фотошопе. Чуть ли не вдвое.


12. При этом у ордена Ленина были нормальные пропорции. Зачем так странно поступили, я не понял.


13. А вообще, на площади чего только не намешано: капитальная дореволюционка, брежневка, говнохайтек и т.д.


Ладно, теперь не спеша пойдём от вокзала по ул. Л.Толстого навстречу матушке-Волге.
Большинства зданий я не знаю - ни назначения, ни лет, а предположения - приблизительны, так что, товарищи самарцы, если будет настроение - подсказывайте, я буду добавлять в описание.

14. Очень странное сочетание парадного "сталинского" входа и брежневки внутри, на территории (стадион "Динамо").


15. Явно наследие богатого купеческого прошлого. Возможно, тут могли гулять жёны волжских пароходчиков, затариваясь свежей ветчиной у мясника и фыркая на плохо пахнущих проходящих грузчиков с порта.


16. ДК Железнодорожников. Очень интересное в перспективе улицы здание. Меня заинтересовало, почему там бюст Пушкина. Какого хрена он к ж/д присоседился?


17. Оказалось, это дореволюционный "Пушкинский дом". Всё понятно.


18. Перпендикулярные Л.Толстого улочки тоже очень колоритные: есть просто шедевры. Просто не веришь, что находишься в сердце индустриального миллионника, ракетной столицы СССР. Иркутск, ей-ей, как есть Иркутск! :-)


19. По пути я узнал, что тут есть не только кондитерская фабрика "Россия", но и другие. ("Рубиновый ковчег")


20. Купеческая Самара. Это вылитый Киев: на памятник архитектуры в свободном полёте обывательской мысли лепятся доморощенные балкончики, скворечники, без каких-либо признаков порядка, и всё это приправляется хаотической говнорекламой "Сан-Сальвадор" и проч. Белорусский авторитарный Лукашенка бы таких деятелей, наверное, порол розгами два часа без перерыва :-)


21. Попадаются очень милые шедеврики XIX века. Это тоже на перпендикулярной улочке, в зоне обзора.


22. Нужно отметить и то, что многие улочки старой Самары очень зелёные.


23. Если убрать нос машины слева - то полное ощущение, что я иду где-то в 1898 году, а с Волги через минуту загудит колёсный пароход. Машина времени...)


24. Ярким самарским признаком является обилие уцелевших двориков прошлого-позапрошлого столетия, с хаотической внутри-застройкой. Вон, в глубине, деревянный дом со шпилем - явный ровесник зеленогорских-сестрорецких дачных шедевров Империи.


25. Какое-то, видимо, административное здание (upd: филармония, 1990-е).


26. Ещё интересная "деревяшка" с резьбой. Правда, изрядно покоцанная временем.


27. На пересечении с ул. Фрунзе я заприметил удивительные для русского купеческого города готические шпили и решил свернуть туда.


28. Сперва на пути стояла православная церковь.


29. А затем и костёл. Он действительно оказался польским - храм Пресвятого Сердца Иисуса, был построен в 1906 г. и был - долгое время - самым высоким строением в Самаре! Удивительно, как им разрешили превысить православные доминанты.


30. Вход в костёл.


31. Чуть дальше по улице было здание в стиле модерн, с чудной и роскошной дверью (правда, обшарпанной) - Дом Курлиной, 1903 г. Здесь находится экспозиция истории города до 1918 г.


32. Ещё немного старой Самары.


33. Тоже интересное здание, исполненное очень тщательно.


Ну что ж, вот и дошли почти до Волги.
В следующей части пойдём по более капитальной застройке периода поздней Империи.


Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Самара, архитектура
Subscribe

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →