Главная фишка и эксклюзив самарской ракеты в том, что она честная (подлинная). Ну то есть, это не массо-габаритный макет, как, скажем, на ВДНХ в Москве или в подмосковном Королёве в "Энергии", а настоящая ракета, изготовленная для реального полёта. Дело в том, что самарское (куйбышевское) ПО "Прогресс" с 1958 году было главным производителем ракет-носителей для космических запусков СССР - они делали не только "семёрки", но и компоненты "Энергии-Буран", и лунную Н1, и некоторые другие.
Так вот, произведенная на "Прогрессе" в 1984 году ракета отправилась на космодром Плесецк как дублирующий (резервный) носитель, затем через некоторое время стала базовой для тренировки боевых расчётов космодрома. В 1999 году, когда гарантийный ресурс ракеты-носителя вышел, космодром вернул её на завод, который переделал под памятник: была снята внутренняя технологическая оснастка, заклепаны топливные баки, проведена очистка ёмкостей. В 2001 году её поставили в начале проспекта Ленина, и на мой взгляд, решение памятника оказалось очень удачным.
1. Про самарскую ракету-памятник я знал и раньше. Однако где конкретно она находится, конечно же, не представлял. Когда я предпринял поездку на теплоходе вдоль Самары, на северной точке маршрута я её увидел (весьма случайно) и опознал. Вон она, в левой части кадра, направление указано стрелкой. После этого я примерно уже представлял её локацию в городе. Но вариант специально до неё ехать не рассматривался, ввиду ограниченности времени.
2. Однако неожиданное для меня увеличение местного метро на одну станцию ("Российская") проблему достижения Ракеты решило. Выход из метро находится примерно в полукилометре от неё, так что я подумал - посмотрю ракету, там же поблизости затарюсь провиантом, на дорогу до Астрахани и как-нибудь доеду до вокзала. Хотя со временем всё было уже довольно жёстко.
3. Вон она, уже хорошо видна. А с левого края - кусочек "металлического" небоскрёбчика, который стоит у Волги и ладьи (см. выше, фото 1).
4. Ракета-памятник представляет собой настоящую ракету-носитель на базе Р-7, удерживающую конструкцию и металлическое здание. Высота ракеты вместе с зданием - 68 метров, вес - 20 тонн. Удерживающая конструкция весит 53 тонны. В подножии мемориала устроен небольшой музей.
5. Верхняя часть.
6. Нижняя часть, с топливными баками.
7. Вид снизу вверх.
8. Подойдём-ка поближе.
9. Вид вверх, почти из-под ракеты.
10. Заходим под ракету.
11. Сопла двигателей уже очень хорошо видны, во всех деталях.
12. Вид точно из-под центральной оси ракеты.
13. В музей я очень хотел зайти, но никакого, даже маленького, резерва времени у меня уже не было. Увы. В следующий приезд непременно схожу.
14. Фрагмент верхней части поближе.
15. А вот так смотрится ракетный памятник в перспективе проспекта Ленина.
16. ...и в комплекте с самарским трамваем :-)
17. После чего я немного прошёл по проспекту дальше и увидел магаз, где и затарился провиантом к поезду.
Время поджимало конкретно и я постепенно начинал рисковать - оставалось 35 минут до отправления, поэтому я поймал шахид-такси и на нём домчался до вокзала, где быстренько получил рюкзак в камере хранения и побежал по конкорсу на третий путь. Поезд уже стоял, было 15 минут до отправления.
О колорите пути и дороге в Астрахань будет рассказано в следующей серии, а с красавицей-Самарой на этом мы раскланиваемся. Но я сюда ещё вернусь :-)
Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information