Берхтесгаден. Вокзал (1937)
Рано утром я честно встал раньше семи, сходил вниз на завтрак - кореянка, жена хозяина тут же пожарила мне яичницу и выдала йогурт и свежую булку. Подкрепившись, напившись чаю и кофе, захватил с собой два яблока и апельсин в качестве приза за мою единственность в пансионе и двинул на вокзал. Уже рассвело. Автобус отходил ровно в 8 утра, но с ним получилась какая-то дьявольщина: я четырежды обошёл окрестности, следуя указателям, но ни конкретной платформы, ни самого автобуса нигде не нашёл. Очень жаль, ведь автобус идёт коротким путём прямо на юг и всего час - в 9 утра я бы был уже там. Матерясь, пошёл к терминалу ж/д билетов и купил себе баварский билет (который начинает быть действительным как раз от Зальцбурга и далее, по земле Бавария). Поезд отходил только в 8-40.
Кстати, баварский билет сэкономил мне довольно прилично денег, относительно обычного тарифа: с ним я передвигался весь день и к позднему вечеру достиг Мюнхена. Это дело вычитал у моей френдессы nat_ka, за что здесь же хочу выразить ей благодарность, пользуясь случаем (кстати, рекомендую её как хороший источник проверенной и понятной информации для самостоятельных путешественников по Европе). А если брать дневной билет на 2 человека, то это бы стоило 29 ерублей - т.е. меньше чем по 15 на человека.
В общем, вышел на платформу, но поезда ещё не было. Сегодняшний день обещал быть заметно лучше, чем пасмурный вчерашний: уже рано утром солнышко осветило склоны гор на юге. Это хорошо!
Минут 20 ждал своего поезда, но его всё не было и не было, и я уже стал беспокоиться: не было бы облома, как с автобусом. Однако ровно за минуту до расписания он показался на горизонте. Оказывается, это был сложносочинённый маршрут: прежде, чем ехать в Берхтесгаден, он вёз людей из какого-то австрийского Запупинска на боковой линии.
Загрузившись в поезд, я вчитался в этот баварский билет и с ужасом обнаружил, что он действителен только с 9 утра. А сейчас было 8-43. Вот блять, а! Я видел, что с нами же сел контролёр и стал с тоской ждать кары за безбилетный проезд. Однако он всё не шёл, усиливая интригу. А мы медленно ехали на запад, вдоль каких-то дымящих и блестящих заводиков.
В 8-55 переехали австро-немецкую границу (вдали слева - гряда Унтерсберг, она как раз и отмечает границу, речка - пограничная). Контролёр лениво вышел из своей каптёрки и пошёл наконец проверять билеты. Наконец, он дошёл до меня, я подал ему свой билет. На часах было 9-01, он взглянул на них и невозмутимо его закомпостировал. Ну, типа уже всё теперь законно :-)
На станции Фрайлассинг трасса на Берхтесгаден отходила от основной магистральной линии на Мюнхен и углублялась в горы. Там австрийский контролёр сошёл, а его сменил немецкий в форме DB, и как мне показалось, не вполне традиционной ориентации.
Далее трасса была исключительно живописной (я попозже выложу видео) и проходила в глубокой тени высоких гор, которое загораживали солнце с востока. Направление трассы сменилось с западного на южное.
Внутренний интерьер этой гусеницы.
Тут мне неожиданно пришла СМС-ка из Питера с приглашением на митинг против "кукурузины".
Мы едем в тени от гор на востоке, а это вид на запад.
Наконец, около 10 утра мы прибыли в пункт назначения - станцию Берхтесгаден. Это конечный пункт, тупик, тут даже разворота нет.
А вот и моя гусеница, на которой я приехал. Подвижной состав тут ходит только австрийский, хотя линия немецкая.
Входя в вокзал, на меня сразу же пахнуло знакомым духом берлинского министерства авиации. Суровость, огрублённость, нарочитая простота и "дубовость" - всё это выдавало, что вокзал построен Третьим рейхом. Ошибиться тут сложно, этот стиль специфический и узнаваемый. Даже окошки касс были оформлены в этом ключе.
Наружный фасад вокзала стилизован под немецкую замковую архитектуру, но без рюшечек и излишеств - только крупные формы и линии. Я бы сказал, даже нечто среднее между замком и казармой.
А это центральный фасад - сам вокзал весьма длинный и удивительно большой для такого маленького, затерянного в горах городка.
Вот он же, издалека (и даже тут не влезла в кадр вся его длина).
Внутренний главный световой зал. С каждой стороны - росписи. Правда, не знаю, они уже послевоенные или остались как есть от рейха.
Одна картина посвящена зимнему Берхтесгадену.
На противоположной стороне - напротив, летний пейзаж. Тут же и часы с зодиаком.
Сохранились и семафоры. Я углядел небольшой виадук над путями и решил туда подняться, но это оказалось весьма непростым делом: вход наверх находился где-то во внутренних лабиринтах и мне пришлось потратить несколько минут на поиски возможных входов.
Ага, ну что ж - я не ошибся: вокзал действительно построен в годы бурного расцвета этого места во времена рейха, 1937 год. Поэтому он и такой большой.
Вид с виадука на платформы. На первой стоит гусеница на Зальцбург. Далее линия продолжается примерно с километр и заканчивается тупиком.
Фасад вокзала, выходящий на сторону путей.
И даже информационный указатель на поезда ("Цу ден цуген") выполнен характерным рубленым шрифтом, которым оформлены все надписи залов и картин.
UPD: Архитектором вокзала, после поиска информации, оказался Альберт Шпеер, "придворный" архитектор Гитлера и будущий рейхсминистр вооружений.
Далее наш путь лежит наверх, в горы - сперва будем смотреть Оберзальцберг: место, где творилась большая политика Третьего рейха, куда ездили Гаха и Чемберлен, король Михай и Чиано, Лаваль и Антонеску. Да кого только там не было!
Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information