Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:

Военно-морской музей на Стрелке. Впечатления и выводы

Расскажу-ка я вам про субботний поход в военно-морской музей, что на Стрелке, в здании Биржи. Посещён был в компании colette31, целенаправленно - так что она во впечатлениях соврать не даст. Отчёт мой будет довольно нелицеприятным, поэтому ностальгирующим лучше не читать и не расстраиваться.

Судовой герб с эскадренного броненосца "Гангут"



Решение сходить было целенаправленным - так как имеются сведения о том, что летом музей покинет историческое здание Биржи и будет перебазирован в более просторные Крюковские казармы, что за пл.Труда. Хотелось объективно оценить то, что представляет сейчас из себя этот музей и что в нём изменилось за семь лет - крайний раз до этого я его посещал летом 2003 г., в год 300-летия Петербурга.

Холл около входа в бывший главный торговый зал, а ныне зал Русского Флота.


Вид напротив. Декор 1939-1940 гг.: с одной стороны - герб СССР образца 1936 г., с другой - орден Боевого Красного Знамени (см.выше).


Вход в зал Русского Флота.


Бывший главный торговый зал Биржи сейчас превращён в зал Русского Флота. Заставлен зал экспонатами чрезвычайно плотно.


Объём зала очень большой, из-за его высоты.


Теперь о сути, о самом музее.
Первое и главное впечатление от него - заорганизованность. Создалось такое впечатление, что работники его живут непонятно в каком измерении, в плане организации посещения и отношения к посетителям. Особенно рельефно это чувствовалось на контрасте с Музеем Артиллерии, что на Кронверке - его я посетил совсем недавно, перед праздником 23 февраля, и делал отчёты оттуда. Оба музея знаковые, оба большие и занимают общероссийский статус по своим направлениям.

О многом говорит ситуация с фотографированием. В принципе, я никогда не жалею денег на фотобилет, если обьект мне интересен. Ну, раз последние лет 10 сложились такие обычаи, что за любительскую сьёмку надо доплачивать. Однако на кассе никаких сведений об этом не было, отдельных обьявлений около неё - тоже. Купили только два билета, сдали вещи в гардероб и пошли. Кассирша ни о чём не сказала. Я подумал, что тут как в Екатерининском дворце в Пушкине - сьемка входит в цену билета.
Что это совсем не так, выяснилось примерно тогда, когда мы уже осмотрели четверть зала русского флота. Снимал я спокойно и уверенно, без задней мысли. Одна из смотрительниц "запалила" незаконного сьёмщика, и после этого они начали плотно меня "пасти". Оказалось, что нужно отдельно пройти в какое-то отдельное помещение (экскурсбюро) и купить там шильдик на сьёмку. Сколько, чего, где - можно выяснить только по специальным расспросам. Спрашивается - почему нельзя сделать фотобилет и все эти операции производить в обычной кассе, где мы покупаем билет? Как в музее Артиллерии? Почему нет информации обо всём этом у кассы?

Ладно, это только одно из. Другое, не менее неприятное обстоятельство заключается в том, что весь музей обклеен и заставлен большими грозными табличками "Не прислоняться!". Это касается не только натурных экспонатов, но и многочисленных массивных витрин (!), видимо, изготовленных ещё в 1940-е. Такое ощущение, что находишься в "образцовой" комнате где-нибудь у новых русских, где хозяйка нежеланному лапотному гостю беспрестанно кричит - "не наступай на ковёр, он персидский!", "не прикасайся к комоду, он антикварный!", "не трогай часы, им 120 лет!". Только подойдёшь, станешь рассматривать экспонаты. Если рассматриваешь внимательно, то быстро забываешься и можешь и прикоснуться к витрине, после чего в течение 5-10 секунд раздаётся немедленный окрик смотрителя: "прикасаться нельзя!". На 3-4-й раз это производит совершенно отталкивающее впечатление. И это ведь мы взрослые люди, которые себя стараются контролировать. Удобнее всего в музее ходить с руками за спиной, как на зоне - тогда гарантированно ни к чему не прикасаешься. А представляю, каково 9-12-летним детям, живым и любознательным - что нельзя ни к чему прикоснуться! Ни к моделям кораблей, ни к подводной лодке в центре зала. А вот в музее Горного Института совсем не так: такого морального террора там нет и близко, хотя некоторые витрины с минералами ещё екатерининских времён. Не говоря уже о музее Артиллерии, где не менее половины натурных экспонатов можно просто потрогать - ракеты там, "катюшу" или пушки.

Вы знаете, я уже очень много разных музеев проехал в разных странах, военных и морских, и о многих написал тут, в журнале, но с такой паранойей столкнулся за последние годы впервые. Стойкое ощущение появилось после обхода зала, что посетитель в музее явно лишний, он напрягает слабые нервы смотрителей, а лучше было бы, если бы их (посетителей) было как можно меньше.

Вот снимок, тут хорошо видно размещение экспонатов в зале, и все эти пресловутые витрины у стен.


В витринах, снимки через стекло. Адмиральские погоны с вензелями Николая I (слева) и Александра II (справа).
Слева - погон адмирала М.П.Лазарева.


Ещё одно очень незаконное фото с главного зала: за возможность сделать его меня упорно пасли, но я всё-таки превозмог коллективную бдительность смотрителей, благодаря изобретательной помощи Лены colette31 :)


Теперь о том, что изменилось за 7 лет. Действительно, появилось кое-что новое - скажем, вот этот бюст Николая II. В залах советского флота появились стенды о Кронштадтском восстании.


Снимки моряков из экипажа "Варяга": вверху - 1905-06 гг., внизу - 1950-х годов, в основном с "Отвагой", которой живые к тому времени участники Чемульпо были награждены в 1954 г., к 50-летию боя.


Укрупнённо, планировка музея построена так: главный торговый зал Биржи - отдан русскому флоту, вспомогательные и служебные помещения вокруг главного зала - советскому флоту. Моё общее впечатление осталось таково, что планировка действительно очень неудобная, неэкономная и неприспособленная к размещению музея: объёмы гигантские, а реальные пригодные площади - небольшие. Единственно, что они сидят в знаковом здании в самом центре города, но разве это может быть главным в данном случае?

Так что я к перебазированию его отсюда отношусь в принципе положительно, если это действительно ведёт к приращению площади музея в 2,5 раза, как обещают. Нельзя сидеть неподвижно на старом багаже и цепляться за престижное и привычное здание. Понимаю, что конкретно питерцы к нему привыкли, это часть их розового детства - но давайте вдумаемся, разве это музей "ВМФ Санкт-Петербурга"? Нет. Это ведь общероссийский, центральный Военно-морской музей. Цен-траль-ный. Главный музей флота государства. И нужно, чтобы он соответствовал своему декларируемому статусу, отражал всю его обширную и богатую историю, которую совершенно не впихнуть в это тесное здание, никоим образом.

Вообще, музею остро не хватает воды, он должен быть открыт воде и иметь приложение в виде реальных исторических кораблей. Посмотрел экспозицию, вышел на открытый воздух и смотришь историю в реале. Это, вообще-то, аксиома и идеал для морского музея. Особенно для военно-морского. Было бы здорово, если бы сразу за музеем были бы причалы с какими-то кораблями-экспонатами, если бы существовал целый комплекс. А то когда "Народоволец" Д-2 расположен непонятно где, и многие даже питерские жители про него не знают, хорошо ли это? Нормально? По-моему - нет.
"Ленинский Комсомол" до сих пор стоит где-то на Белом море, в Северодвинске и ждёт своей судьбы. Может и распилят на иголки, в конце концов. А надо бы его так же, как и американский "Наутилус", музеефицировать и показывать потомкам - тем, кто приходит на смену советским морякам. Ведь это наша история. Были же планы, они озвучивались, но сейчас похерены - ведь гораздо проще распилить Ту-114 на Домодедово на новую автостоянку, чем морочиться с первым советским подводным атомоходом. Второе никакого непосредственного бабла не принесёт, а "воспитание подрастающего поколения" - вещь для временщиков неопределенная и невыгодная. То есть, это, как ни крути, дело государства, а не частных и бизнес-лиц.

Так что очень жаль, что разумный проект строительства совершенного нового большого комплекса на Васильевском острове у Финского залива был похерен в 2007 г. - вот это было бы самое наилучшее решение, с причалами и кораблями рядом. Достойное для российского флота решение. Но, решили сделать подешевле - в Крюковских казармах.

Обратите внимание - написано "Готовсь". Когда-то это слово трансформировалось в более короткое "Товсь" - сейчас обычно так пишут.


Залы советского флота идут анфиладой вокруг главного зала, и история советского флота в подробной экспозиции фактически заканчивается в сентябре 1945 года. То есть, на сегодняшний момент советский флот в музее ограничен рамками 1918-1945 гг.

Объективно, это тоже колоссальный недостаток музея - ведь эпоха СССР отодвинулась от нас на 18-19 лет, и те, кто родились в Новой России, уже закончили школу и поступили в институт. Это уже история. СССР построил и имел Большой Флот в 1945-1991 гг., но целостной и связной истории его в центральном военно-морском музее страны-правопреемника пока не существует. И ощутиить её в этом музее, увы, невозможно. Если не считать моделей крейсеров проекта 68-бис, некоторых подлодок и картин, которые позиционируются как выставка к 100-летию С.Г.Горшкова.

Один из залов советского флота.


Перископ "Щуки". Своей суммарной высотой меня сильно впечатлил :-)


Один из залов - "итоговый". Тут висят под потолком флаги, а сбоку сделана вставка с символикой Победы и лежащими под стеклом трофеями от капитулировавшего кригсмарине.




Флаг "военного министра Германии" меня поставил в тупик. Что это за "военный министр" такой? Кажется, после Бломберга их и не было в Германии: эту должность в Третьем Рейхе занимал по совместительству сам Гитлер. Может, главнокомандующего кригсмарине?


Флаги советского ВМФ под потолком.


Булава адмирала флота Н.Г.Кузнецова, вручённая ему к 300-летию воссоединения Украины с Россией, от правительства УССР. Вот уж не знал, что булавы полководцам вручались и ранее, при СССР.


Очень многого, что хотел бы вам показать, я, увы, не снял.

Резюмируя всё вышесказанное, отмечу главное:
1. Музей слишком заорганизован, информационная составляющая поставлена крайне неряшливо. Отношение к посетителям оставляет желать лучшего.
2. Музей задыхается от недостатка площадей и крайне неоптимальной планировки старого исторического здания.
3. Музей не имеет доступа к воде, к натурным экспонатам, и является очень "сухопутным".
4. Музей не имеет экспозиции по истории советского ВМФ 1945-1991, что является огромным упущением, я бы даже сказал - упущением политического характера, неуважением к собственной истории.

При этом нельзя игнорировать и п.5: музей располагает огромных фондом совершенно уникальных историчесских экспонатов. Но надо бы, чтобы их можно было рассмотреть комфортно, а не так, как сейчас. И потом, подумать о детях, которые придут всё это смотреть. Подумать всерьёз о них - чтобы были хоть какие-то места, где им можно потрогать, полазить, ощутить флот живьём. Наглядно и без окриков. Чтобы они могли "загореться" им.

То есть, переезд его в более ёмкое здание и коренное его обновление лично я считаю потенциально положительным явлением и не буду ныть про «проклятых путинистов, притесняющих хороших музейщиков». Если это будет сделано основательно и хорошо, с приращением площадей - то я только за это.
Недостаток, однако, останется - он так и не станет "морским" и не получит доступа к воде. Увы...
Tags: Питер, Российская Империя, Советский Союз, анализ, архив, уход в историю, флот
Subscribe

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…

  • IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

    Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы. Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево -…

promo periskop.su julio 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 154 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…

  • IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

    Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы. Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево -…