Для начала - немного чисто волгоградского юмора :)
Например, вот.
Причем это висит не где-то на отшибе, а прямо на центральном автовокзале.
Или еще пример привлечения в книжный магазин покупателей:
Плюс тридцать восемь – не шутка! Сам испытал на своей шкуре. А так зашел, охладился, заодно Донцову купил на самокрутки :) Грамотный маркетинг!
А теперь общие впечатления о городе.
Во-первых, это самый протяженный из виденных мною городов не только в России, но и за рубежом. Мне все время приходилось жить в «длинных» городах – так, Петропавловск вытянут вдоль Авачинской бухты на 18 км, а Хабаровск вдоль Амура – на 45 км. Да и Питер с севера на юг необозрим – около 50 км, если мерить от севера Озерков до юга Купчино. Но Волгоград все равно остается вне конкуренции – его длина около 75 км, если считать от Красноармейского района за Волго-Доном и до поселка ГЭС за Спартановкой, куда ходит городская маршрутка и это вроде тоже равноправная часть города. Это больше Москвы и Парижа, Берлина и Новосибирска.
Из-за этого городской транспорт разорван на несколько почти независимых сетей (и это во-вторых), что мне было поначалу очень странно. Да и удаленные части города тоже больше похожи на независимые города, особенно Юг (Красноармейский район). Это уж точно город, живущий отдельной жизнью - со своей отдельной троллейбусно-трамвайной системой! Справедливости ради надо сказать, что до войны он и был отдельным городом.
Я когда купил карту городского транспорта (кстати, волгоградским картографам надо оторвать руки-плети и высечь розгами на солнышке за качество содержимого их продукции – но об этом позже ещё скажу), то сразу не понял, почему некоторые линии приведены отдельно. Только потом дошло – слишком длинен город!
И получается так. Едешь-едешь – вроде город, а потом – бах! И разрыв в пару километров. Или частный сектор тоненькой струйкой вдоль шоссе, с запада увалы, с востока железка параллельно идёт. Потом снова – ррраз! И опять многоэтажные дома, цивилизация...
Поэтому город в транспортном отношении воедино скрепляют только некоторые маршрутки и городские электрички, идущие от Тракторного завода через Волгоград-1 (это центр города) до Южной. Идет такая электричка свой путь около двух часов...
Вот это городская электричка на пл. Заканальная, юг города. Время около 7.30 утра.
Через Волгу мостов нет, а есть только путь через Волжскую ГЭС по верху плотины, на город Волжский. Правда, сейчас строят мост чуть севернее центра, с заранее создаваемой скоростной трассой на эстакадах (а вот давно ли его начали – я не знаю).
Вообще, Волга мне показалась сравнительно небольшой по ширине по сравнению с Амуром у Хабаровска, где я прожил шесть лет. Или по-питерскому измерителю - примерно как две Невы шириной у Троицкого моста (ну, максимум, как две с половиной Невы). Я ожидал большего размаха, в низовьях-то...
В-третьих, город имеет свою фишку, своеобразный феномен – скоростной трамвай. Некий симбиоз метро и трамвая. Маршрутного номера у него нет, на остановках и на вагонах просто написаны крупные буквы – СТ. Идет он по выделенной линии, довольно шустро – наверное, вдвое быстрей питерского трамвая, а в центре ныряет в вырытый тоннель и проходит так три подземных станции с довольно приличным расстоянием друг от друга. Вот там он разгоняется по-настоящему и вряд ли чем быстрей можно пересесечь центр. Но скоростной трамвай связывает, увы, не весь город, а только Центр с Севером.
Подземные волгоградские станции меня очень умилили – миниатюрные (метров в 5 высотою) эскалаторы, отделка богатством «под метро»; тётеньки, серьезно сидящие по обе стороны прохода и старинным компостером (годов эдак 70-х!) пробивающие билетики, приобретенные в отдельной кассе рядом. Ну прямо игрушечное метро со всеми его атрибутами! Правда, работает такой трогательный спектакль только до 7 вечера, потом тетеньки смываются, эскалаторы выключаются, а пассажиры проходят на станцию «просто так» и берут билет у кондуктора в вагоне :) Но все равно было очень прикольно!
Вот серия трамвайных снимков, благо, снимать можно было невозбранно.
СТ пересекает путепроводом овраг - долину пересохшей реки Царицы. Вдали видна «дырка», откуда он выходит из-под земли – это полуподземная станция «Пионерская».
Вход на станцию «Пл.Ленина». Сзади – тетенька с компостером, справа – мини-эскалатор.
Интерьер станции «Пл.Ленина» с входящим туда трамваем.
Вид из кабины трамвая вперед, на перегоне от Тракторного Завода к «Баррикадам». Я хотел дождаться входа в тоннель и запечатлеть сие, но бдительная вагоновожатая закрыла дверь в салон.
А это выполненные в разных уровнях развязки скоростного трамвая и боковых дорог на заводы у берега Волги. Этот пример – у «Красного Октября».
В-четвертых, это самый советский город, который я видел в своей жизни. До этого я считал наиболее советскими по стилю и артефактам городской среды Комсомольск-на-Амуре, Кемерово и Черемхово, но Волгоград оказался явно впереди.
Но это ни хорошо и ни плохо (а то я знаю, есть ненавистники этого периода), это легко объяснимо уникальной историей города.
Старый Царицын был более чем наполовину разрушен и утрачен в 1918-1919 гг., когда тут шли ожесточенные бои гражданской войны. Затем, в годы 1-й и 2-й пятилеток, из Сталинграда делали образцовый социалистический индустриальный центр: строили гигантские заводы, а при них – соцгорода с невиданным для тех лет явлением: 3-4-этажными домами с отдельными квартирами для рабочего класса. Появилась другая планировка улиц, чем в Царицыне и своеобразная «слоеная» планировка самого города «от большой реки»: близко у Волги промышленная зона, затем линия ж-д, затем шоссе, соединяющее разрозненные районы воедино, зеленая зона и наконец, жилые кварталы.
Потом пришёл 1942-й и снова почти полное разрушение города; как результат – его послевоенное восстановление и перестроение по новому плану (однако, «слоеная» планировка как системное явление сохранилась).
То есть архитектурной преемственности центра города довоенным образцам практически нет; он создавался трижды – во 2-й половине XIX века, затем в 1930-1941 гг., затем в 50-е и 70-е годы XX века. Пик восстановления собственно города пришёлся на 1950-е, а пик постройки гигантских мемориалов Сталинградской битвы – на 70-е – 80-е годы. Поэтому главные доминанты города почти все сталинской либо брежневской эпохи.
Но сноса памятников или, скажем, массированных переименований названий советской эпохи в 90-е годы тут практически не было (в отличие от многих других городов с прочной дореволюционной историей, подкрепленной архитектурой тех лет), всё осталось как есть.
Тут есть, скажем, памятники таким замшелым зубрам, как Серафимович (многие ли его сейчас помнят и что он написал, а?)
Вот он, у педагогического университета в самом центре:
Или вот образчик: бетонный серп и молот у Панорамы, причем, что необычно, с изречением и подписью Сталина (!). Очень интересно узнать, когда его построили и когда оформили на нем именно эту цитату с подписью.
А уж символов в виде ордена Ленина, звезды Героя, профиля медали «За оборону Сталинграда» в городе не счесть. Есть даже орден Ленина в виде неонового плаката на парадной набережной, когда он светится – выглядит очень необычно (я еще выложу эту фотку, когда вам буду рассказывать о вечернем Волгограде).
Вот, например:
Памятник близ знаменитого Качинского лётного училища.
Есть и другие интереснейшие и колоритные памятники советского времени – Чекистам (с мечом, поднятым вертикально вверх и эмблемой НКВД), довоенный памятник Феликсу Дзержинскому (который пережил страшные бои у Тракторного Завода и невероятно, но остался цел!), да и много еще чего...
Топонимика города также представляет собою интересное явление, ждущее ещё своих исследователей – она очень советская и очень военная – боль и след Сталинградской битвы не ушли. Здесь есть такие перлы, как Площадь Чекистов, улица 10-й Дивизии НКВД, улицы Хиросимы и Ковентри, много улиц имени конкретных дивизий и армий, защищавших Сталинград, Рабоче-Крестьянская и Снайперская. Думаю, если случайно запустить в такую топонимическую среду какого-нибудь особо русофобского поляка или этнического прибалта (а у меня в жж изредка отмечались такие деятели), то он будет страшно скрежетать зубами по пути и рваться на волю, в пампасы :)
Слово «Сталинград» снова в ходу, его сейчас стали использовать не только для военно-исторической ипостаси, но и для бытовых брендов, вот пара примеров ниже.
Это фирменный киоск на Новороссийском рынке.
А это - в самом центре города, у нового здания Универмага.
И это совсем неудивительно, потому что город навечно вошёл в мировую историю именно как Сталинград. Я лично считаю, что это имя городу со временем вернется, и это будет совершенно правильно исторически. Да и в Волгоград его переименовали в ноябре 1961 г. торопливо, тайно и по-воровски, никого не спрашивая, а откровенно выполняя тогдашний текущий политический заказ Хрущёва и его компании.
PS. Следующие мои посты о Волгограде будут об архитектурном портрете города и затем о его военно-исторических местах.
Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы
Journal information