Нынешний вокзал в Одессе – второй по счёту. Первый, царский, просуществовал 60 лет (1884-1944), в апреле 1944 г. был сильно повреждён в боях и затем на его месте был построен нынешний.
Купол и надпись на ж/д вокзале.
На фронтоне изображена Золотая Звезда и орден Ленина - награды Одессы.
Название – по-русски, приветствие – по-украински.
1. Сначала посмотрим на предшественника - царский вокзал 1884 г. (арх. В.А.Шретер). Вокзал был достаточно низкорослый, приземистый, хотя и претендующий на стиль.
2. От привокзальной пл. (со стороны Пушкинской ул.) были входы для пассажиров I и II классов. Третий же имел вход сбоку, со стороны Сенной площади, дабы не смущать армяками и вонью приличную публику.
3. Сталинский вокзал, сменивший разрушенный в 1944 г. царский, стал заметно больше по обьему, но не потерял в стиле (а на мой взгляд, даже стал покрасивей). Ракурс почти по фото 2.
4. Фото 1952 г., после постройки, с портретом Сталина. Вид с привокзальной пл.
5. Монументальный главный вход, 2010 г. На крыльце лежат многочисленные бродячие собаки - не очень приятная примета Одессы. Обратите внимание на почти "шпееровский" стиль фонарей :)
6. Монументальный вход венчает скульптурная группа: девушка с чайкой (символ Одессы), шахтёр с отбойным молотком и моряк с мечом (!). За шахтёром - огромная шестерёнка. Судя по композиции чайки в лавровом венке, мне показалось, что скульптор явно видел и помнил группу с конями на Бранденбургских воротах Берлина :-)
7. Но это ещё не вся группа: между девушкой и матросом скрыт очень выразительный маленький пионер-горнист в шортиках.
8. Общий вид вокзала с площадью, примерно 1957 г.
9. Теперь взглянем на ж/д фасад вокзала. Он тупиковый по планировке, что делается только для значимых и больших городов. Локомотив стоит для масштаба.
10. Слева - длинная арочная галерея, немного напоминающая ранние византийские базилики. Сочетание с вокзалом - очень смотрится.
11. Типовые одесские пассажиры в тени галереи.
12. Оформление окон достаточно богатое и сложное.
Но больше всего одесский вокзал впечатлил меня изнутри.
Давайте посмотрим фрагменты (это то, что я смог снять в достаточно сложной обстановке, дабы не привлекать внимания)
13. Вид на боковой выход (по направлению к трамвайной станции). Очень хорошо "работает" прозрачный потолок, придавая помещению некую таинственность.
14. Центральный подкупольный зал. Это вообще "образцовый" шедевр сталинского ампира - настоящий дворец!
15. Второй этаж.
16. Купол и люстра.
17. Ещё ракурс на подкупольный круговой зал.
18. Оформление боковых колонн, с серпами и молотками.
19. Тяжелее всего оказалось снять плафоны, обрамляющие подкупольный зал, и поэтому находяшиеся под прицелом как дежурных, так и камер. Получилось только три из четырёх, и то не с первой попытки. Но плафоны - очень колоритные, полюбуйтесь.
Слева - екатерининское время (русский офицер и украинский казак), справа - рабочий с винтовкой.
20. А это в сочетании со светильником: советский солдат-победитель с ППШ. Увы, четвёртый - матрос - у меня не получился.
21. Ещё фрагмент подкупольного зала. Я там был настолько очарован им, что ходил и выбирал разные возможные ракурсы.
22. Выход из зала ожидания с зеркалами.
23. За вокзалом стоит ещё одно историческое ж/д здание в стиле модерн, построенное для царской Юго-Западной дороги в 1910 г.
24. Оно же, целиком.
В целом вокзал меня очень впечатлил - как архитектура, так и его образцовое состояние. Это был сильный контраст с весьма запущенной Одессой, которая к тому же наплевательски относится к историческим фасадам и их первозданному виду. Так что, мой респект Одесской ж.д. и Укрзализнице в целом.
Journal information