Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Волгоград-6. Архитектурная прогулка



А теперь - архитектурная прогулка по Волгограду. Сразу оговорюсь, что я не претендую на какое-то детальное исследование, это – скорей всего просто попытка обобщить впечатления от всего увиденного и снятого мной в разных районах города.


Во-первых, особенность этого города заключается в том, что архитекторы после войны имели возможность строить в городе практически с «чистого листа» - из-за того, что город был разрушен как целостный организм в 1942 году. Так что Волгоград в целом – конечно же, послевоенный. Более того, во-вторых, почти полностью поменялась даже планировка городских кварталов, особенно в центре и немного северней его. Новые улицы прошли там, где стояли громадные дома предвоенной постройки, а там, где были довоенные улицы – наоборот, стоят капитальные многоэтажные дома.
В-третьих – и это тоже факт – несмотря на всё, довоенного Сталинграда в городе не так уж мало. Он встречается почти везде – мелкими вкрапленными в современную застройку островками, а кое-где – даже целыми районами, как, например, в районе Тракторного завода. Идешь-идешь – бах, и стоит вдруг по углу квартала конструктивистский дом начала 30-х, порой в совсем неожиданных местах. И если вам говорят – «да ничего не осталось, всё разрушено!», то это либо шарлатаны, либо некомпетентные люди, либо просто невнимательные и поверхностные наблюдатели, которых принимать всерьёз не стоит.
В-четвертых, остались и крошки дореволюционного Царицына! Они мне попадались в разных местах – в Ворошиловском районе, на центральной набережной (розовое здание ниже наб. ген. Чуйкова), и даже близ вокзала, где шли ожесточенные бои (улица Волгодонская). Непонятно, как они уцелели в двух исторических мясорубках, но это факт. Увы, я не успел посмотреть старую немецкую колонистскую Сарепту на юге города, иначе картина была бы ещё полней.

Вернувшись в Питер и спокойно посидев над собранным материалом, я смог собрать воедино то, что снимал и видел в городе разрозненно. Вообще, характер города понять невозможно, если не знать его предельно драматичную историю. Вот посмотрите это сами, на ярком примере (для анализа я отснял аксонометрический план города начала 1943-го из музея Сталинградской битвы, тут приведен его фрагмент).




Цифрой 1 обозначена главная точка отсчета – довоенный Универмаг, где последние дни 6-й армии сидел Паулюс, и откуда, собственно, его взяли в плен. Он сохранился и сейчас, но стал упрятан внутрь квартала больших ампирных послевоенных домов. Зеленой линией вне Универмага как раз и показана нынешняя граница парадной застройки послевоенных домов, которые скрыли тот Универмаг своими фасадами. Обратите внимание, что граница новых домов прошла прямо по старым довоенным улицам.
Цифрой 2 обозначена вторая безусловная константа – линия ж-д. Она практически не изменилась в районе центрального вокзала, я смотрел и сравнивал новый и немецкий военный планы. Однако довоенный большой вокзал, который пережил страшные бои (он переходил из рук у руки 14 раз!) был снесен, на плане он отмечен мной красными перечеркнутыми линиями, а новый – послевоенный - был построен чуть северней, на месте цифры 3 и занял территорию, окаймленную зеленым прямоугольником.
Огромные парадные дома предвоенной постройки у вокзала (цифра 4) исчезли с лица земли, и сейчас их нет, тут теперь малоэтажная больница и зеленая зона, часть ансамбля площади Павших Борцов, причем на месте цифры 6 стоит театр НЭТ, который столь нелюбим частью волгоградцев. Но само здание театра и его вписание в ансамбль площади мне всё же нравится :)
Теперь смотрите, какая уникальная свобода рук была у послевоенных архитекторов Сталинграда. Цифрой 5 и толстой красной линией обозначена улица Мира, которая была отстроена первой после войны. Нет, она не была «восстановлена из руин», как пишут на мемориальных досках, она просто прошла по старому довоенному городу, задав абсолютно новую планировку кварталов. Диагональные улицы исчезли, уступив место параллельным Волге проспектам. Точно так же обстоит дело и с проспектом Ленина – толстая красная линия у цифры 7, где сейчас проложен под землей скоростной трамвай. До войны он не был прямой и завершенной широкой улицей в центре, но смерч войны позволил сделать главную транзитную магистраль на Север такой, какой она сейчас является. Цифра 8 с толстой красной линией – это Невский путепровод севернее вокзала и современная улица Комсомольская, которая тоже прошла «по головам». Впрочем, маленькие островочки диагональной планировки в центре всё же остались, как например ул. Волгодонская (цифра 9), где уцелели даже 2-этажные дома от старого Царицына. Уцелел и кусок ул. Островского у Универмага, это тоже рудимент довоенной диагональной планировки.
Вдали, на горизонте, видна Волга. Цифра 10 – это устье Царицы, где был штаб 62-й армии Чуйкова, а левее – район современного Речного Вокзала и парадной набережной Застройка приволжских кварталов тоже стала совершенно неузнаваемой – и это неудивительно, ибо там сперва постарался VIII авиакорпус Фибига, который утюжил «штуками» эти места почти два месяца, а потом действия штурмовых групп, советских и немецких, и артиллерии. Так что после войны там почти всё снесли и строили заново, и плотность застройки стала заметно ниже, чем 70 лет назад.


Архитектура Волгограда представлена в основном сталинской и брежневской застройкой. Сталинская «парадная» послевоенная архитектура преобладает в парадных центрах отдалённых районов и, конечно же, собственно в центре. Строили Сталинград после войны основательно и методично, и если бы не вышло постановление 1956 года «об архитектурных излишествах», то город был бы гораздой парадней с Волги, чем сейчас. К сожалению, как только-только стал формироваться парадный фасад у реки, к середине 50-х, так вот, это постановление практически уничтожило перспективу его формирования, и далее все развивалось весьма хаотично. Наверное, Хрущёв очень не любил город, намертво связанный историей с именем главного его политического врага, так что методично зажимал ему финансирование, и следующая волна строительства пришлась уже на конец 60-х и далее.



Вот панорама центра города с Волги с парадной лестницей. Обратите внимание, что застройка тут целостная и гармоничная, чувствуется единый план. Это начало-середина 50-х годов, и это не Волгоград, а именно Сталинград, только послевоенный.


А это застройка «мемориальной» части Волгограда, брежневская эпоха. Гармонии уже заметно меньше, но всё же своеобразие застройки присутствует. Слева – «реактор» сталинградской панорамы, в центре развалины мельницы №3 и ещё правее – стела защитникам Сталинграда.
К большому сожалению, этими двумя фрагментами (плюс циклопический Речной Вокзал) и исчерпывается парадный фасад города с Волги. А между ними и в сторону от них застройка очень обыденная и скромная.
Вот застройка в районе центрального парка отдыха, чуть северней мемориальной зоны (на заднем плане – Мать-Родина на Мамаевом кургане). Как видите, фасад с реки уже совершенно «никакой» - не облагорожен, не ухожен и имеет в своём составе постороннние некрасивые строения. Так что поле для деятельности - необозримое...


Вообще, на мой взгляд, такой город был достоин, безусловно, большего. Сказалось отсутствие и местного сильного руководителя, и фактическое невнимание центральной московской власти к городу в течение немалого времени. Скажем, в Хабаровске, при его неизмеримо меньшей исторической значимости и почти вдвое меньшей величине, застройка парадного фасада города с Амура производит гораздо большее впечатление. Но там был маршал Малиновский в 50-е, затем крепкий хозяин Черный и в смутное ельцинское время - сильный губернатор Ишаев, который не дал развалить то, что было хорошего; а вот что было в Волгограде – не знаю. Но по лицу города видно, что местная власть была слабей.

Вот лестница к Волге у «Красного Октября», уходящая в никуда. Внизу явно что-то было, раньше, но сейчас совершенно заброшено.


Осколки Царицына.
Это у вокзала, улица Волгодонская.


А это – Ворошиловский район, южней центра. Сейчас тут подразделение МинЧС.


Образчики послевоенной сталинской «парадной» архитектуры.

Вот это здание на пр.Ленина понравилось мне больше всего (штаб-квартира профсоюзов). Очень оригинальное в плане здание с передним фасадом в форме полусферы, обрамленным колоннами.


Монументальная застройка центра города между вокзалом и Волгой. Вот такие здания строили в начале 50-х пленные немцы под руководством советских архитекторов.


Внутридворовая изнанка монументальных зданий (ничего удивительного, везде так же).


Предвоенный дом, выживший в боях и перестроенный после войны по новым лекалам. Тракторозаводский район.


Застройка проспекта Ленина у «Красного Октября».


Тоже Краснооктябрьский район, середина 50-х. Проект шикарный, но финансирование срезали («уже не сталинка, ещё не хрущёвка»).


А вот это совершенно уникальный дом на ул. Дзержинского, Тракторозаводский район. Издали я был уверен, что он послевоенный, но посмотрев его поближе, убедился, что он довоенный, только перестроенный центральным фасадом после войны более монументально.


Малые формы.

«Объёмные» серпы и молоты, район Тракторного завода.


Серп без молотов (фасад школы номер 2, нижний посёлок завола «Баррикады»).


Фонарь на центральной набережной.


Фонарь на набережной Волго-Дона (Красноармейский р-н).


Ну, и немного еще разного.

Заводоуправление «Баррикад», барельеф на фасаде. Художник был явно непрофессионален, и лишил верхнего рабочего части головного мозга, обрезав голову, отчего тот стал похож на умственно неполноценного.


Привет из хрущевского времени – монумент строителям коммунизма на вьезде на Волжскую ГЭС. У меня этот парень вызвал совсем иную ассоциацию – что он своим жестом приглашает всех волгоградцев переехать в соседний город Волжский :)


«Привет от Андропова» - памятник Чекистам на одноименной площади. Строгий человек в шинели и фуражке держит рукой короткий меч, разящий врагов революции, вертикально вверх. У подножия – эмблема НКВД СССР.


О довоенных островках Сталинграда я ещё расскажу отдельно, позже. Но о современном Волгограде - собственно, я все сказал, что хотелось. Далее будут только военно-исторические посты...


Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды
Tags: Волгоград, Сталинград, архитектура
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments