Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

Железные дороги Ближнего Востока. 1908 г.

В сообществе ру_рэйлвей наткнулся на интереснейший пост puerrtto о ближневосточной ж/д сети - Железная дорога в никуда. Тропами оттоманских железнодорожников. Прочитав его, решил залезть в уже неоднократно мной показанный тут малый атлас мира 1908 года и посмотреть, а как же столетие назад современникам рисовались перспективы строительства железных дорог на Ближнем Востоке. Что они думали о ближайшем будущем?



Вот кусок из разворота "Азия" того атласа.
Смотрите, пунктиры от Константинополя проведены и к Багдаду (Багдадская ж.д.), с продолжением до нефтяных полей Басры, а также через Дамаск и Палестину на Аравийский полуостров к Медине и далее на юг, к Джидде. Помогали туркам немецкие инженеры из Второго Рейха.
Через Афганистан в российскую Среднюю Азию также тянется ветка из Британской Индии (ныне Пакистана).
Через Синайский полуостров ветки ещё нет, и не обозначена (хотя и запланирована), но англичане этот пробел скоро восполнили и между мировыми войнами сделали сквозное сообщение из Палестины в Каир и Александрию.


Таким образом, теоретически к 1920-30 гг. современники могли бы иметь поезда типа:
Берлин - Багдад
Константинополь - Александрия
Париж - Иерусалим
Мадрид - Дамаск
Петербург - Каир
Москва - Бомбей
Лондон - Калькутта
и т.п., вариаций множество.

Однако ничего этого не состоялось - прежде всего потому, что Османская империя слишком поздно поняла, что дорога - это жизнь, скрепляющая пространство государства воедино. Вот Российская империя поняла это намного раньше, после болезненного пинка Крымской войны и грандиозной Транссибирской магистралью закрепила у себя присоединённые территории 1858-1860 гг. и выход к Тихому океану. А Османская - нет.
И когда Ближний Восток разделился на многочисленные осколки, то и железные дороги Ближнего Востока раздробились и угасли.

А самый прочный кол в единую ж/д сеть этого обширного региона вбило основание в 1948 г. государства Израиль, о чём очень наглядно поведал puerrtto. Оказываается, в 1948-49 гг. израильские партизаны взорвали внешние выходы ж/д сети из Палестины, дабы враг не смог подвозить войска и снабжать их. В принципе, с точки зрения Израиля - грамотное решение.

Снимок puerrtto:
Каньон реки Ярмук и взорванный израильтянами железнодорожный мост, связывавший Израиль и Иорданию. Снято с израильской стороны границы, а Иордания - по левую сторону, аккурат за речкой.


А я-то, помню, по детству, разглядывал изрядно потрепанный Малый атлас Мира 1962 г. и недоумевал: железная дорога на карте есть, а поездов нет и ничего про них не слышно. Как так?

* * *
Так что не судьба, поехать поездом из Питера через Константинополь в Иерусалим. А жаль - я бы поехал :-)

PS. Если соберусь в Израиль - надо непременно будет посетить такие вот железнодорожности, по возможности.
Tags: Израиль, железные дороги, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments