Это тем более занятно, учитывая то, что я давно хотел показать вам столь же неправдоподобную картину, но с обратной стороны - времён утверждения официального мифа о Ленине, создания канонической картины вождя. Словом, получилась крайне любопытная пара по принципу "два мира - два шапиро".
Первая из картин - Ленин "светлый". Даже неправдоподобно светлый. По всему видно, что художник вряд ли был в кабине реального паровоза. Кабина чистейше-гламурная, без единого пятнышка. Вязанка дров маленькая, аккуратненько-буколическая, подающий её в топку кочегар (или помощник?) - в безупречной спецовке без единого пятнышка. Очевидно, царские сатрапы сильно следили за эргономикой и бесперебойно снабжали работяг спецодеждой точно по размеру. Личико миленькое, юношески-задорное, хитро-бодрое - видно, что не подорвано непосильным трудом.
Вождь стоит в кабине в своём строго-каноническом облике и в полном официальном прикиде. Галстук у него развевается, горящий взор устремлён вперёд, на приборы паровоза - что означает предельную решительность и неизбежность победы Революции и движения в светлое будущее. Лицо ярко освещено (чем?) - он должен отделяться от фона.
Вторая картина, Валерия Шульженко - полная противоположность. Ленин этому творцу представился как огромный звероподобный детина выше всех окружающих на голову, этакий Валуев начала XX века. Подслеповат, идёт напролом и не зная куда - что символизировало использование любых средств для осуществления власти и отсутствие понятных для художника целей. Разрушает привычный мир, разнося его слепой энергией.
Окружающие же его люди - классическое низовое быдло из остро-злых описаний Бунина. Плюгавые, худородные, неаккуратные, портки и тулупы с дырами. Наверное, у всех воняет изо рта и от поношенных армяков воняет телячьим навозом вместе eau de Cologne. Крайний справа, который чешет лысину - совершенно точно пришел от Босха. А тот, кто справа выглядывает из-за плеча быдловождя, возможно имел славное пиратское (матросское?) прошлое.
В общем, обе картины сочные и мифологически-шикарные :-)
Journal information