Важная деталь: приведенные цифры сравнения (Россия/Европа) относятся к европейскому тарифу "3-4 недели до отправления", т.е. более дешёвому. Это означает, что если вы вот прям сейчас (перед отправлением) захотите проехать из Кёльна в Мюнхен и из Питера в Москву, то соотношение будет иным и евротарифы будут дороже.
Худо ли, бедно ли - но массированный запуск скоростного движения в России на одном из самых востребованных полигонов состоялся. С 1984-97 гг. сравнивать вообще нельзя - если тогда ЭР-200 ходил раз в неделю в 16:00 в пятницу, то сейчас движение осуществляется ежедневно и пять раз в день. Рост интенсивности в 35 (!) раз. Теперь у усреднённого пользователя столиц каждодневно есть выбор, ехать ли утром, днем или вечером, с остановкой или нет. При этом, объективно, оказались ущемлены: а) наиболее малообеспеченные слои населения, лишившиеся удобного недорого дневного поезда "Юность" и ряда электричек, б) операторы дорогих ночных поездов, клиентура которых побежала на бизнес-класс "Сапсана", и несколько поездов уже на грани закрытия. То есть "Сапсан" усреднил пассажиропотоки. Кроме того, выявлен интересный феномен: теперь жители Твери (небедные, конечно - но скорей, "мидл-класс") стали кататься в Питер на "Сапсане" и получили возможность делать это с невероятной ранее оперативностью - за 3 часа. Уже с двумя тверичами за полгода общался на эту тему.
Более того, полигон скоростного движения расширяется: сейчас, в июле, ожидается запуск "Сапсана" на Нижний Новгород из Москвы (и я даже уже видел варианты продажи "Питер - Н.Новгород"), а в декабре будет запущен "Аллегро" на Хельсинки. Если они не задерут цены выше 65 евро, то это будет полный прорыв и аншлаг: за 2,5 часа до Хельсинки, с погранконтролем без остановки. Я, кстати, постараюсь по возможности проехаться на одном из первых рейсов, как и с "Сапсаном" было, и оценить новый для России поезд уже субьективно, на уровне личных ощущений. Хотя я на очень похожем в Вену уже катался, осенью 2009-го.
Жаль, конечно, что всё это происходит на "буржуинской" технике (это я про конспирологов, ищущих в "Сапсане" происки злобной мировой закулисы), но таковы реалии. Россия - не СССР, об этом надо помнить постоянно и не расчёсывать зазря мозоли на пятках. Советский Союз ушёл в историю, сильнейшая школа РВЗ рухнула, была просрана и полностью дезинтегрировалась - новым латышам не нужно было тогда это "наследие империи". А без упорного построения и многолетнего поддержания своей технической школы ничего нормального не создать - что и показал провальный опыт 90-х, когда ЦКБ "Рубин" поручили создать поезд "Сокол". ЦКБ - сильнейшая инженерная школа, мирового уровня, но она ориентирована на подводное судостроение. Увы, это не совсем то, там другие по профилю спецы. Так что - остается осваивать и эксплуатировать импортное. Пока. "По одёжке - протягивай ножки", как говорится, и не сопи.
Вот ещё интересное, из того же "Маркера":
Несмотря на простую тарифную политику, «Сапсан» приносит солидный доход. Выручка от одного рейса в Санкт-Петербург составляет около €39 тыс. при средней заполняемости 84%.Средняя по итогам прошедшего полугодия, по данным РЖД. У французских TGV заполняемость составляет около 74% Таким образом, выручка с одного поезда в расчете на километр составляет €60,9, что превышает уровень большинства европейских компаний. Аналогичный показатель для высокоскоростного поезда, следующего из Парижа в Тур, составляет €56,4,по данным исследования Rail access charges and competitiveness of high speed trains, опубликованного в журнале Transport Policy за март 2010 г. на линии Мадрид—Барселона — €32. Выше, чем у РЖД, только показатели Deutsche Bahn: километр пути из Франкфурта в Кельн приносит компании €99.
Так что РЖД, несмотря на все вопли, стратегически с "Сапсаном" не прогадала, это оказался верный шанс. Как, собственно, я и предположил после тестового проезда на в декабре 2009-го.
Да, вот что ещё. Нужно отметить, что "Сапсан" постоянно сопровождается массированным негативным информационным фоном - отмена электричек, камни в стекло, отказал кондишен, "износ колёсных пар и всему пиздец", "говно потекло по трубам" и т.п. Но это совершенно обьяснимо, учитывая, что он стал мощным и неожиданным конкурентом традиционным способам передвижения - как ночным поездам, так и авиации. Сейчас временная (да и финансовая) выгода лететь на самолёте в Питер стала крайне сомнительной. А негатив - особенно при реальном освоении новой техники в жёстком и постоянном режиме эксплуатации - он есть всегда, но тут важен ещё и массированный "подогрев". При это нужно чётко понимать, что "Сапсан" - это витрина РЖД, и оно будет волосы на жопе рвать, чтобы не допускать ситуации "разбитой витрины", которой немедленно и успешно воспользуются конкуренты. Скорей, РЖД сэкономит на менее "имиджевых" поездах, вот и всё.
Ну вот, к примеру, никто у нас истерически не орёт над таким сообщением:
По данным издания "Westfalen-Blatt", которые приводит агентство, из-за поломки системы вентиляции и охлаждения воздуха был вынужден остановиться поезд, следовавший по маршруту Берлин-Амстердам. Пассажиров пересадили на другой поезд. Пассажиры междугороднего экспресса (ICE), курсировавшего между Любеком и Мюнхеном, также были эвакуированы из-за жары и духоты в вагонах. Всего, как отмечает AFP со ссылкой на пресс-секретаря Deutsche Bahn, начиная с субботы, 10 июля, система кондиционирования воздуха вышла из строя на 41 поезде. В некоторых случаях температура в вагонах поднялась до 50 градусов. Пассажиры трех поездов, в том числе несколько школьников из Северного Рейна - Вестфалии, были госпитализированы с тепловыми ударами и обезвоживанием.
Из-за многочисленных поломок в системах охлаждения поездов концерн Deutsche Bahn попал под огонь резкой критики. Как сообщает издание RP-Online, речь идет не о единичных случаях отказа, а о системной проблеме: системы кондиционирования воздуха на немецких поездах работают лишь до 32 градусов. (выудил отсюда)
Проблема? Проблема. Техническая. Над ней будут работать, я думаю.
Негатив везде можно найти, но только у нас из такого делают истерические и абсурдные выводы. У нас народ, как правило, не любит ничего анализировать, зато очень любит истерически орать, причём по любому поводу. Хотя иногда, друзиа, полезно сопоставлять и логически думать. И лучше это делать почаще.
Journal information