Мамаев курган – место в Сталинграде особенное. Таковым он стал во время осенних боёв 1942 года, когда в его районе шли ожесточенные бои. Владеть высотой 102,0 (так обозначался он на военных топографических картах) для 6-й армии вермахта означало - получить возможность прицельно обстреливать районы Заводов и центр города, а также контролировать переправы через Волгу. Для советских войск владение высотой 102,0 означало не допускать немцев в районы переправ, через которые шло все снабжение и пополнение 62-й армии, оборонявшейся внутри Сталинграда.
Отсюда – и крайнее ожесточение боёв. Вершина высоты по нескольку раз в день переходила из рук в руки. Плотность огня была огромной. На каждый квадратный метр (!) Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. Земля на кургане была так перепахана, что весной 1943 г. на ней даже не взошла трава.
Неудивительно, что после окончания Сталинградского сражения у политического руководства СССР зародилась мысль именно тут создать грандиозный военный мемориал. В 1959 году начались работы, они шли очень осторожно – так как параллельно шло разминирование: в слоях глубже метра лежало огромное количество неразорвавшихся мин и снарядов. За 8 лет его спроектировали и построили, и в 1967 году торжественно открыли.
Доминантой мемориала (и части города между центром и севером) является крупнейшая на планете скульптура «Родина-Мать зовёт» высотой под 60 метров, которая находится на вершине этого холма, весом около 8000 тонн (эту цифру я услышал от проходившего мимо экскурсовода, ведшего группу). Очень интересно, что фигура не прикреплена к фундаменту и держится на земле лишь благодаря собственной тяжести (как и у нас в Питере Александрийский Столп, кстати).
Впервые я увидел и Курган и «Родину-Мать» с поезда, когда рано утром подъезжал к городу. Ж-д линия как раз огибает Мамаев Курган. Оценив её положение, я пришел к выводу, что ехать туда надо примерно к 8 утра, когда солнце поднимается из-за Волги и оно ещё достаточно мягкое. Сделать я это решил на следующий день после приезда, дабы это было без спешки и с уверенной уже ориентировкой.
Однако так вышло, что вначале я туда приехал вечером в первый день, вспомнив дельный совет френда troitsa1. И не ошибся, ибо эмоциональное впечатление от вечернего похода туда действительно было очень высокое. Тем более что я заодно запомнил планировку мемориала и на следующее утро ехал уже туда с более «аналитическим» настроением. Интересно было понять логику Вучетича (это знаменитый скульптор, автор проекта), которую он воплотил в планировке мемориала, а также его пространственное восприятие.
Мне повезло и в том, что я попал на мемориал уже в хорошем его состоянии: в 90-е годы не только было запущено его содержание, но и некоторые элементы стали приходить в упадок. Освещение было частично снято, и т.д.; в общем, ельцинская эра «первоначального накопления капитала» мемориал откровенно не жаловала. Да и то: прибыли-то от него никакой, о воспитании подрастающего поколения никому дела не было, да и память о былом величии страны властям тогда нужно было срочно вытравливать. Но начиная с 2000 года, мемориал стал оживать, и сейчас он содержится в отличном порядке, по моим наблюдениям, и являет контраст по сравнению с весьма подзапущенным по чистоте центром города. Освещением «Родины-Матери» я тоже был впечатлен, равно как и подсветкой остальных элементов комплекса. А уж в освещении-то я толк знаю, есть с чем сравнивать!
Вот посмотрите, вечернее фото. «Озеро слез» и выше – Родина-Мать. Озеро подсвечивается неярко, неброско и аккуратно. Это правильно...
Утром я приехал на скоростном трамвае, даже раньше 8-ми утра (я довольно тяжело переносил тамошнюю жару, поэтому предпочел смотреть ещё в утренней – нет, не прохладе, но ещё небольшой жаре).
Ну что ж, теперь поднимаемся?
Мемориал состоит из множества компонентов, и вот от проспекта идет наверх парадная лестница. Это самый первый уровень комплекса, если смотреть от Волги.
Затем построен мост над местной городской ж-д линией, идущей на Тракторный Завод, с соответсвующей теме решеткой. Проходим его.
Начинается аллея с пирамидальными тополями, Родина-Мать еще вдалеке.
После аллеи снова лестница, и мост уже над магистральной ж-д линией, идущей на Москву (я как раз по ней и приехал в город). Линия плавно огибает Мамаев Курган, а вдалеке видны заводские районы, где тоже шли ожесточённые бои.
После прохода над вторым мостом попадаем на площадь с круглым озером, в центре которого стоит скульптурная группа «Стоять насмерть!» (вот этот автоматчик с гранатой в руке и ППШ). Отсюда начинается третий подъем, а справа и слева от него созданы стены-барельефы, на которых тоже сделаны тематические композиции в камне.
Это фрагмент скульптурной группы «Стоять насмерть!».
Третий подъем к вершине кургана.
Фрагмент стены-барельефа вдоль подъема.
Это второе озеро, «Озеро Слёз». Вечером оно красиво подсвечивается.
Вот в реальности как раз отсюда вся композиция смотрится с наивысшей экспрессией. Именно тут я и оценил размах и мощь замысла Вучетича. Действительно, несмотря на некоторые элементы прежнего времени, на отголоски несколько неуклюжей пропаганды, в рамках которой приходилось ему действовать, с задачей своей Вучетич полностью справился (именно он, т.к. о панораме и музее Сталинградской битвы я еще расскажу – там мои оценки будут жёстче). Мемориал одновременно и лёгок и грандиозен, и пространственное зрение ни за что не «цепляется», настолько гармонично он выверил все взаимные компоненты. То же самое с цветовыми решениями – зеленый, темно-серый и коричневый. Плюс голубое небо.
Далее, если идти влево, то попадаешь в Храм Всех Святых (построен совсем недавно).
Если же вправо, то попадаешь в Зал Славы мемориала, где горит вечный огонь и стоит пост номер 1. Стена же представляет собою тоже своеобразную летопись битвы, какой её представляли в 60-е годы XX Века. Тут есть и непременный Ленин (Сталина, конечно же, нет), и танки, и пленные немцы, и воины всех родов войск, и рабочие... словом, можно изучать соцреализм конца 1950-х. Как в станции метро «Пл. Революции» в Москве, только в гораздо большем масштабе.
А это – ещё фрагмент «каменной росписи» со словами Чуйкова (для тех, кто не в курсе – тогдашний командующий 62-й армии, оборонявшей Сталинград).
Плита с цитатой Сталина. Не знаю, когда она тут появилась, но вряд ли при открытии монумента.
Фрагмент стены с колонной пленных немцев.
Скульптура «Скорбящая мать».
Выше стены идет с резким изломом подьем непосредственно к подножию «Матери-Родины». Подниматься можно с двух сторон. Справа и слева – братские могилы погибших солдат.
И, наконец, вид на Мать-Родину.
Обратите внимание на масштаб людей у её подножия.
Она держит меч. Да не просто меч, а Меч. Высотой... не знаю сколько... на верхушке меча – красный и белый огни для вертолетов (дабы не произошло столкновения) и сквозные засечки для ветра, чтобы он не отклонял меч на недопустимые параметры.
В общем, и идея и реализация собственно мемориала меня впечатлила. Да, такое достойно великой страны. Хорошо, что его построили во времена СССР (сейчас бы уже вряд ли) и увековечили память о величайшем сухопутном сражении в мировой истории.
И потом, он играет двоякую роль: в годы неудач и упадка напоминает всем о великих моментах собственной истории, что не всегда в роли главной ценности были бабки; а в годы подьема страны – помогает осознавать, что за нашими плечами – драматичная историия, но многими её моментами совершенно законно можно гордиться и не сыпать себе на бошку пепел, особенно перед всякими мелкими вредными шавками.
А теперь немного иллюстрации к важности данного места в оперативном отношении.
Вид 1: на стадион и парк. Во время войны тут был химкомбинат «Лазурь» со знаменитой железнодорожной петлей, «теннисной ракеткой», как её называли летчики «Юнкерсов» из авиакорпуса Фибига.
Смотрите, если установить орудия и хорошо пристрелять их, то можно прицельно уничтожать цели на реке – то есть лишить обороняющихся линии снабжения и пополнения.
Вид 2: разветвление Волги, «Красный Октябрь» и «Баррикады». То же самое: полный артиллерийский контроль над излучинами реки и, соответственно, прекращение снабжения противника.
Ниже виден зал Славы, выполненный в виде бака-водохранилища (они стояли на склоне кургана перед войной).
А это вид с кургана на «немецкую» сторону, сейчас там микрорайоны города. Владея высотой, можно эффективно обстреливать эту сторону и корректировать стрельбу с довольно высокой точностью.
PS. В Волгограде местные зовут этот район «Мамайкой», а саму скульптуру - «Мать», «Мама», один раз я даже слышал такое название - «Бой-Баба».
Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал
Journal information