Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

О смертной казни (статья и опрос)

Мой немецкий коллега по отрасли попросил опубликовать для российских читателей его статью о проблеме наличия смертной казни в арсенале наказаний государства. Сразу скажу, что моя точка зрения на проблему иная (кратко об этом в конце поста), но данная статья хорошо иллюстрирует современный западноевропейский взгляд на неё.
В конце поста я прикрутил и опрос-голосовалку из трёх пунктов, и если вам не лень, выскажетесь, плиз - вы за или против смертной казни? Должна ли она быть в арсенале наказаний государства или нет?


Против смертной казни – выступление перед судом

В Германии смертная казнь согласно статье 102 основного закона отменена из благих соображений, значит, она неконституционна. Сделано это не только ввиду опыта «Третьего Рейха», но, как я считаю, и по причине иных аспектов, которые я хотел бы вкратце изложить.

Во всех других европейских государствах – за исключением диктатуры Белоруссии – смертная казнь также давно отменена. Тот факт, что она всё ещё упоминается в конституции федеральной земли Германии Гессен, маловажен, поскольку в Германии действует принцип: федеральное право ломает право федеральной земли.
Правда, на территории Евросоюза Лиссабонский договор вновь допускает её применение в совершенно определённых случаях – восстановление смертной казни в случае войны или при непосредственно угрожающей опасности войны, а также убийство людей с целью подавления восстания или мятежа. Нормативным актом тому является не статья 2 абзац 2 основного закона, запрещающая приговор к смертной казни и саму казнь, а включённое в соглашение пояснение к этой статье, заимствованное из Конвенции о защите прав человека 1950 года.

Наказание имеет целью дать преступнику возможность осознания того, что его поступок противоречил закону и был недопустим с точки зрения нравственности, что во многих – если не во всех – случаях также удаётся. Приговорённому к смерти преступнику такая возможность не предоставляется, потому что когда его уже казнят, ему больше нечего будет осознавать.
Таким образом, за смертной казнью не стоит идея воспитания или идея предоставления человеку возможности осознания своего неправомерного и безнравственного поступка.

За смертной казнью стоит идея мести, в частности сообразно с ветхозаветным, древнееврейским принципом «око за око, зуб за зуб», который тем не менее отменяется новозаветным, также еврейским принципом «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень».

Итак, если в Ветхом Завете речь ещё шла об отмщении в соотношении 1:1, то есть о мести, то в Новом Завете предусматривается возможность прощения после осмысления собственного неблаговидного поступка. Однако, месть – это низменное побуждение, и так говорится в уголовном кодексе Федеративной Республики Германии в параграфе 211 предложение 2:

Злостным убийцей является тот, кто под влиянием страстей убивает человека для удовлетворения половой потребности, из корысти или прочих низменных побуждений, коварно или жестоко, или общественно опасными средствами, или для того, чтобы сделать возможным или сокрыть другое преступление.

Вместе с данным правовым регулированием в § 211 во втором предложении УК приведение в исполнение смертного приговора в Германии соответствовало бы составу преступления убийства – ещё и потому, что приведение в исполнение смертного приговора всегда возможно только общественно опасными средствами (до доказательства обратного !) и должно было бы согласно § 211 предложение 1 УК караться пожизненным лишением свободы (см.); каждый судья, вынесший в Германии смертный приговор, был бы, по крайней мере с точки зрения нравственности, виновен в призыве или подстрекательстве к убийству.

В тех государствах, где до наших дней выносится и приводится в исполнение смертный приговор, вновь и вновь выносятся ошибочные приговоры, так называемые «судебные ошибки», в результате которых к смерти приговариваются невиновные люди. Тогда после приведения в исполнение этих ошибочных приговоров и последующего осознания, что был казнён невиновный, я считаю, по праву говорят о «судебном убийстве», т.е. убийстве из низменных побуждений.

И ничем иным приведение в исполнение каждого смертного приговора не является, даже если кажется, что решение суда удовлетворяет законам соответствующей страны.
Потому что месть, надо надеяться, во всём мире считается низменным побуждением. Как говорилось выше, в случае смертного приговора речь идёт не о воспитательной мере, а о приговоре из низменной жажды смерти, т.е. из низменных побуждений.

Сторонникам смертной казни следовало бы понимать, что они, выступая за смертную казнь, либо выходят за рамки нашей конституции, нашего правопорядка в целом и наших нравственных ценностей, также навеянных новозаветным христианством, либо никогда их не признавали.

Каждый сторонник смертной казни, вынужденный примиряться даже с казнью невиновных людей в результате судебных ошибок, поскольку такие судебные ошибки случаются вновь и вновь и они неизбежны, должен отдавать себе отчёт в том, что выступает и за свою собственную казнь, в том числе и по судебной ошибке, и обязан и должен бы подумать о том, что прежде всего он сам будет казнён, даже если он и невиновен. Все остальные доводы выглядели бы непоследовательными, сомнительными и смешными.

Сторонники смертных приговоров могут стяжать свою собственную казнь, например, отправившись в Саудовскую Аравию и там публично раскритиковав Коран, пророка Мухаммеда или ислам в целом. За такое «тяжкое преступление» в Саудовской Аравии предусмотрена смертная казнь.


Экхардт Кивитт, Фрайзинг

* * *
Что же касается моей точки зрения, то я - безусловно за применение смертной казни в отношении террористов, серийных убийц и насильников детей, а также в отношении предателей, диверсантов и мародеров в военное время, и считаю это правильной реакцией общества и справедливым возмездием за такие преступления. Никогда не понимал, почему Ельцин в 1990-е присоединился к той европейской конвенции.

Poll #1601903 О смертной казни
This poll is closed.

Как вы относитесь к наличию смертной казни в арсенале наказаний государства?

За наличие смертной казни
276(61.9%)
Против наличия смертной казни
140(31.4%)
Не определился с позицией
30(6.7%)
Tags: Германия, идентичность, опросы, размышлизмы
Subscribe

  • Актуальные ссылки

    Добрый день всем! Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков: 1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто…

  • Информационные каналы взаимодействия

    К сведению читателей этого блога. На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не…

  • Транспортные перспективы после признания Донбасса

    К текущему моменту. В транспортном измерении всё происходящее означает, скорей всего, что в течение полугода восстановится полноценное ж/д сообщение…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 352 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Актуальные ссылки

    Добрый день всем! Новое в Лаборатории Перископа, из недавних очерков: 1) Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х (открыто…

  • Информационные каналы взаимодействия

    К сведению читателей этого блога. На этой платформе публикации, кроме общих информационных извещений и (возможно) полезных ссылок, пока не…

  • Транспортные перспективы после признания Донбасса

    К текущему моменту. В транспортном измерении всё происходящее означает, скорей всего, что в течение полугода восстановится полноценное ж/д сообщение…