Ниже - краткий обзор мини-экспедиции.
г. Мурманск. Заполярные цветы на Пяти Углах
1. Более-менее осмотрена Кировская полярная магистраль от Ленинграда до Мурманска, бывшая до этого момента досадным пробелом в моих железнодорожных путешествиях. Покажу эту дорогу достаточно подробно, тем более что вряд ли кто о ней ещё расскажет - в нынешний век принято железку системно обсирать и вообще, жить динамичной жизнию с прыг-скоками на бусурманских дюралевых кастрюлях.
Кировская магистраль близ Белого Моря
2. А там есть не так уж мало интересного.
Станция Медвежья Гора в Карелии
3. Мурманск - незамерзающий город-порт и негламурный трудяга на Баренцевом море, русские ворота в Арктику. Он напомнил мне одновременно два города, где приходилось живать - Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Этакая "серединка" между ними. На первый он похож своей морской аурой, публикой, а на второй - лёгкой обшарпанностью нецентральных районов и пренебрежением к внешнему образу. На оба города сразу - сопочным рельефом и очень своеобразным морским воздухом. Таким, как на Сероглазке и Моховой, на Эгершельде или Патрокле.
Кольская губа, торговый и рыбный порт, вид от Алёши
4. Один из самых важных пунктов поездки - атомный ледокол "Ленин", который уже год как стоит у причала мурманского морвокзала. Впечатление от посещения атомохода осталось сильнейшее - не меньше, чем от норвежского "Фрама". А может, и большее. Оказалось, что он - не просто корабль-символ эпохи, но и очень стильный и элегантный изнутри. Полагаю своим долгом показать его достаточно развернуто, чтобы можно было оценить, какие сущности на самом острие тогдашнего мирового прогресса могли строить наши предки полвека назад, и реально делали это.
Как раз перед посещением корабля узнал про очередную "инициативу" сколковского нанопрезидента о переименовании милиции, и думал, когда ходил по палубам - да-а-а.... "каждому - своё". Одни, созидатели, символы создавали - и материальные и нематериальные; другие, постсоветские пигмеи - их рушат, в жопном зуде "переименовательного реформаторства". Вообще, то, что "Ленин" в принципе стал кораблём-музеем, а не гниёт где-нибудь на разделке - тоже своего рода маленький подвиг. А может, и совсем не маленький. Спасибо ледокольному Атомфлоту.
"Ленин" вечером на закате, около 10 вечера
5. Кап-два (на трапе "Ленина", спускается) выводит команду бойцов на работы. "Ленин" остался действующим кораблём, несмотря на заглушение реактора, поэтому там и посейчас весьма жёсткий режим. Напротив через Кольскую губу - гарнизон Абрам-мыс (видите наверху, на горе, самолёт-мемориал?).
6. В мурманских ебенях, на самом севере города, близ завода "Севморпуть", был вычислен и посещён музей Северного флота. Тоже интересная сущность, о которой стоит рассказать и показать. Сегодня, кстати, я кое-что из него выложу, к 10-летней годовщине катастрофы с "Курском".
7. Прогулка к Алеше на Зеленом мысу - абсолютной доминанте Мурманска. Тоже покажу отдельным походом, вкупе с проходом по скальной тропе к памятнику подводникам и маяком-мемориалом.
8. Планировалась также поездка на катере по Кольской губе и высадка на Абрам-мысе, напротив Мурманска, однако в понедельник утром на город вместо жары и солнца внезапно пал густой туман, начался сильный дождь и катер, с огромным сожалением, пришлось отменить. Заполярье, что поделать. Однако через три часа я таки добрался туда сушей, через Кольский мост - когда туман частично рассеялся. Дождь не закончился, поэтому поход к мемориалу (видите, самолёт на горе, за домами?) прошёл в мокрую погоду, но выбирать не приходилось. Однако там интересные виды на Мурманск, через залив, да и сам мемориал хорош. Так что гарнизон ПВО Абрам-мыс тоже стоит отдельного рассказа.
9. Карта поездок-2010, по состоянию на 12 августа. Если в 2006 году я проехал железкой и морем от Сталинграда до Берлина (точней, до Бремерхафена), в широтном направлении, то нынче - проехал вдоль условной линии советско-германского фронта, от Одессы до Мурманска, сделав в итоге строго меридиональное пересечение континента железной дорогой.
Продолжение следует.
Journal information