Путь туда был совершён на бывшей "Полярной Стреле", а ныне - просто скором поезде №22 сообщением Петербург - Мурманск, давно лишённом советских романтических названий. Обратно я вернулся московским №211, который имел наиболее удобное для меня расписание, покрывающее днём те участки, которые на питерском экпрессе я проехал ночью. И заход на Ладожский вкз., конечно (не все московские заходят в СПб, некоторые идут в столицу сразу через Волховстрой - Чудово, срезая угол). Ходу и туда и обратно - в пределах 27 часов в один конец, т.е. чуть больше суток.
Полярный экспресс на Ладожском вокзале готов к отправлению
1. Хайтечный интерьер Ладожского вокзала. Именно отсюда уже как семь лет начинаются пути из Питера в Русский Север, на Урал, в Казахстан и Сибирь. Раньше было с Московского, но это давно изменилось и люди постепенно привыкли.
2. Интересные приемы торговли - киоски с орехами, сладкой ватой и поп-корном выполнены в форме стилизованного "паровозика с вагонами".
3. А вот и мой поезд на электронном табло (№22).
4. Ещё интерьер вокзала. Треугольники - в них помещаются залы ожидания (их тут несколько). Сам же вокзал построен полностью над путями - как ж/д, так и городского транспорта (трамвай, автобусы и т.п.), поэтому сейчас нужно спускаться эскалатором (см. на кадре) или длинным плавным переходом на нижний ярус, где стоят поезда. Вообще, Ладожский вокзал и сам по себе очень интересен, как довольно необычное по планировке здание. Надо будет как-нибудь собрать отснятые мною разнообразные детали и тоже сделать рассказ.
5. Нижний ярус с ж/д путями. Наш полярный экспресс №22 уже стоит на 9-м пути (см. справа).
6. Надо сказать, что я опасался новодельных тверских вагонов - кондиционированных душегубок, в которых окна не открываются и снимать природу по пути невозможно, и примерно за неделю до рейса не поленился заехать на вокзал, чтобы посмотреть, какие конкретно купейные вагоны в этом поезде. Посмотрел, что целый кластер, с 13 по 17 вагон - аммендорфовские, нормальные и потом уже через сайт взял билет. К сожалению, в продаже остались только вагоны "повышенной комфортности" (на 450 руб. дороже, 2Э). Ну ладно.
Вот так выглядит интерьер. "Повышенная комфортность" означает, что места уже застелены, вагон кондиционирован, пассажиру дается набор от РЖД из чайных акссесуаров, бутылка минералки, один горячий обед - на следующие сутки и т.п. (об этом ниже).
7. А это коридор вагона. Все выполнено в коричневом неярком стиле, под цвет отделки вагона - без каких-либо признаков "лица" поезда (как, скажем, в минском, волгоградском, екатеринбургском или вологодском поезде). А жаль, можно было бы и сделать, "полярный" имидж. Было бы приятнее.
8. Немного о дополнительных аксессуарах. Вот так выглядит набор питания "для чая" с непонятно каким паровозом на этикетке. Комплектует Мурманск.
9. Откроем набор и посмотрим содержимое. В комплекте - рулет к чаю, кофе, джем, сливки, пакетик чая, соль, сахар, салфетки и прочие мелочи типа зубочисток.
10. Ещё даются одноразовые тапочки, зубные щётка-паста, влажные салфетки и почему-то даже "язычок" для обуви.
В 17.20 - отправление. В Питере в тот день (6 августа) было жарко, около +32. Понятно, что и в вагонах тоже. К сожалению, кондиционирование в вагонах включается только в движении, поэтому при посадке внутри очень и очень душно - вагоны-то с депо подаются закупоренные. При этом в большом преимуществе оказываются те вагоны, где нормально открываются окна и происходит какая-то естественная вентиляция (а именно, привычный и правильный аммендорф).
11. Традиционный снимок Невы у Павлово. Вот как проехали её мостом - считай, психологически уже в дальней дороге. Можно устраиваться и полностью абстрагироваться от городской суеты и текущих дел.
12. Первая остановка на пути - ст. Волховстрой-1 (19.32). Тут тоже жарко, как и в Питере, сейчас слегка за тридцать.
13. В Волховстрое очень красивый сталинский вокзал, неизменно привлекающий внимание иностранцев (я его в журнале показывал и ранее). В соседнем вагоне ехала группа немцев, так они вышли на платформу и стали восторженно "фоткаться" на необычном для них фоне.
14. Торговка с огурцами на платформе. Продают тут и помидоры, и прочую снедь. На заднем плане можно видеть проводников в фирменной одежде - блузки красного цвета.
15. Табличка нашего поезда, с эмблемой Мурманска (бригада поезда тоже мурманская - что в моём случае очень хорошо, с питерскими и особенно московскими бригадами по части сьемки в пути поладить намного сложнее) .
Видео с проследованием моста через р.Волхов (около 1 мин). На заднем плане, за мостом отлично виден Волховстрой, построенный по плану ГОЭЛРО.
16. В 21.27 проходим с остановкой ст. Лодейное Поле. Вокзал здесь неинтересный, напоминает длинный мрачный сарай-пакгауз.
17. Электровоз и тепловоз. Тут ещё постоянный ток, так что ВЛ10.
18. Между Лодейным Полем и Подпорожьем, около 10 вечера, наблюдаем закат. Линия железной дороги, до того, выдерживавшая вектор преимущественно на восток, постепенно делает дугу и выравнивается на север.
19. В 22.19 - прибытие на станцию Свирь. Тут большая стоянка, ровно полчаса - т.к. это станция стыкования. Здесь кончается полигон постоянного тока и - до самого Заполярья - начинается полигон переменного тока. Вокзал ст. Свирь.
20. Можно подняться на виадук и осмотреть окрестности. Солнце уже зашло, но воздух ещё не остыл, он тут нагрет теплом, и температура за бортом, ещё и сейчас, не менее 25-27 градусов.
21. Народу на платформе тусуется очень много, и кроме пассажиров поезда, между ними бродят десятки торговцев разнообразной снеди - от мороженого до копченой рыбы (см. на фото). Похоже, это тут у местных довольно распространённый и массовый "бизнес".
22. Народ на стоянке развлекается как может, некоторые группы туристов, направляющиеся на Соловки, в Карелию или Кировск, устраивают даже "кучи малы".
23. Подойдём к голове нашего поезда и понаблюдаем, как на соседний путь приближается состав с симферопольским поездом. Очень симпатичное зрелище.
24. Заключительная прогулка в этот день пути - на станции Петрозаводск-Пасс (половина первого ночи). Я вам недавно показывал этот вокзал, подробно, а спустя две недели снова оказался тут, только в вечернем режиме. В Петрозаводске ещё тепловато, но жар уже спадает. А звезда на шпиле вокзала светится в ночи (тут не получилось, нерезко, но в жизни - очень романтично смотрится).
Теперь можно и поспать ночь, а завтра на север ехать ещё целый световой день.
Продолжение следует.
Journal information