Мы проедем город Полярные Зори, затем Хибины, дли-и-инное озеро Имандра, город Оленегорск, после проследуем по долине реки Колы и достигнем Северного Ледовитого океана (Кольской губы) у города-героя Мурманска.
Вид с поезда на озеро Имандра
1. Через полчаса после Кандалакши на пути - город атомщиков Полярные Зори (приобрёл статус города в 1991, под занавес СССР, до этого был пгт). Вокзал тут современно-квадратный и скучный. Целиком мне заснять его не удалось, так что помещаю его низенькое южное крыло с надписью.
2. Рядом находится здание поста, с искомой надписью. За ним, в некотором отдалении - разграфлённый на правильные кварталы многоэтажный город.
Видео 1. Близ Полярных Зорь. Видео не очень хорошее по качеству, т.к. снималось через закрытое "дождевое" стекло; зато даёт неплохое внешнее впечатление об этом крае.
3. Следуем дальше. С левой стороны начинается большое озеро (чуть-чуть видно в левой части кадра), которое будет периодически сопровождать нас своим видом несколько часов подряд, как Байкал в Сибири. Это Имандра, а здесь - его южный отросток, Экостровская Имандра.
4. Поезд к берегу озера приближается редко, и снять его красиво трудно, однако в одной из "пулеметных" серий, которыми я снимаю такие места в движении, мне удалось поймать градообразующее предприятие Полярных Зорь - Кольскую АЭС. Вон она, чуть видна на том берегу озера, видите чуть левее центра?
5. Затем дорога приближается к гряде Хибин, пересекающих трассу перпендикулярно, и мы достигаем станции Апатиты I. Стоянка 10 минут, можно погулять. На фото хорошо видна полная форма проводников полярного экспресса: красный костюм, и к нему полосатый красно-белый (почти "спартаковский") галстук.
6. Станция Апатиты, популярная у всяких горнолыжников и сноубордистов: именно отсюда едут в город Кировск, где расположены горнолыжные трассы и подъёмники. Вокзал - сталинской эпохи, но строгий и лишённый каких-либо излишеств.
7. Гряда Хибин хорошо видна перед Апатитами, когда она как бы издалека "надвигается" на нас полосой на горизонте, однако я такой вид не снял - подумал, что ближе будет интересней. На деле же оказалось, что вдоль Хибин поезд идёт с зарослями растительности у трассы, которая мешает снять хороший и впечатлительный вид. Приходится ждать какого-нибудь озера, отодвигающего "зеленый фон", чтобы заснять эти древние округлые горы.
8. С другой стороны - длинное и извилистое озеро Имандра, вдоль которого проложена дорога. На том берегу - другая гряда, под названием Чунатундра, которая постепенно к западу становится ниже.
Видео 2: Станция Имандра
9. Вид на Имандру из открытого окна "вперёд" по нашему пути.
10. Есть на Имандре и такие уголки, которые мне очень напоминают пейзажи выборгского Монрепо.
11. Что меня несколько удивило тут: это растительность, которую не назовёшь тундровой. А ведь это почти 68-й градус с.ш. Если это и лесотундра, то весьма мощная. В Норвегии на этой широте растительность более хилая, сужу по "Полярной Заре-2008".
12. И снова озеро Имандра. Посколько поезд непосредственно вдоль него идёт около полутора часов, то можно снять много его интересных вариантов, да и подышать северным озёрным воздухом (если, конечно, вы следуете не в закупоренной тверской консервной банке).
Видео 3: Вдоль озера Имандра
13. Сразу после шести вечера достигаем весьма интересного места - города Оленегорска. Сутки в пути.
Кстати, я обратил внимание на то, что Оленегорск служит как бы водоразделом погоды между кольским "югом" и приполярным "севером", где уже чувствуется дыхание Арктики. Это было действительно как "туда", так и на пути "обратно". Сейчас я именно тут почувствовал, что заметно попрохладнело - а ведь ещё в Апатитах было где-то +25. Также, тут нет никакой поездной перронной частной торговли, как на станциях южнее.
14. Тут тоже 10-минутная стоянка и можно опять погулять, размять косточки. Вокзал Оленегорска похож проектом на апатитовский, но немного побольше в длину и поинтереснее декором.
15. В скверике у вокзала - колоритный памятник оленям. Ведь раньше и сама станция называлась Оленья.
16. Рядом с оленями, левее, стоит красноречивый плакатик. Видимо, данная проблема весьма остра.
17. После отправления из Оленегорска - два озера, по обе стороны дороги. Справа - Пермусозеро, слева - Колозеро. Я, конечно, сразу побежал на правый борт смотреть, в соседний вагон - там на другом берегу озера находится уникальнейшее место - авиабаза Оленегорск. Авиабаза большая и харизматичная. Она знаменита с начала 1960-х аж тремя вещами:
1) Отсюда отправился в полёт Ту-95 с "Царь-бомбой" в 57 Мт для испытания её над Новой Землёй, октябрь 1961 г. Это был самый мощный взрыв водородной бомбы в истории человечества;
2) Здесь садились на техническую посадку Ту-114, которые летели рейсом Москва - Гавана через Северный полюс (эх, вот таким бы рейсом слетать!);
3) Тут в 1963 г. были Хрущёв и Фидель Кастро, и даже переночевали в тамошнем доме.
Но напрасно я вглядывался в горизонт, пытаясь увидеть серебристые силуэты Ту-22М3: аэродром стоит в некотором отдалении от Пермусозера.
А с другой стороны - Колозеро, южней которого находится мега-карьер и ГОК с весьма инопланетным видами.
18. Примерно через полчаса трасса дороги начинает идти вдоль долины реки Колы: она то справа, то слева. Начинаются посёлки-гарнизоны с многоэтажками и признаки цивилизации: больше машин, дачи, дороги, пересекающие железку.
19. Перед прибытием поезд пересекает мостом реку Колу.
20. А вот и Северный Ледовитый, точней - начало Кольского залива (длинного узкого фьорда, далеко заходящего в сушу. На горизонте - новый Кольский мост, проложенный на западный берег в несудоходной части.
21. Проходим под Кольским мостом, и втягиваемся в черту города Мурманска. Тут внезапно появилось косое полярное солнце, которое ещё после Хибин исчезло и было всё время пасмурно.
22. Девять вечера, и мы на месте: на фото - вокзал города Мурманска (который я подробней покажу в следующей части). 27 часов пути и 1450 км от Питера - позади.
Продолжение следует.
Ворота в Арктику.
0. Общий обзор.
Полярная магистраль:
1. от Питера до Петрозаводска
2. от Беломорканала до Кандалакши
3. от Полярных Зорь до Кольского залива.
4. Мурманск: прогулка от ж/д вокзала до Морвокзала.
5. Атомный ледокол "Ленин".
Journal information