Вначале я добросовестно пытался всё ужать в одну часть, чтобы сильно не растягивать серию; однако получался либо слишком большой мегапост, либо из рассказа выпадали важные детали, которые я хотел бы сохранить и показать. Поэтому мой рассказ про атомоход будет состоять из двух частей. В этой части - общий обзор, столовая экипажа, машинное отделение, пост управления энергетикой, реакторный отсек и судовая амбулатория. Вторая часть будет включать в себя ходовую рубку, радиорубку, кают-компанию и капитанский салон.
Особое внимание я обращал на эстетику интерьеров, приборов, отсеков и приметы эпохи, и хочу подчеркнуть своё главное впечатление: этот корабль - не просто рациональное техническое устройство, но ещё и очень стильно оформленный обьект. Это было для меня даже несколько неожиданно, но это так. Уточнение содержания снимков (названий девайсов и прочего) будет всячески приветствоваться, а содержательные дополнения - включаться примечаниями в текст.
Атомный ледокол "Ленин". Фрагмент приборной панели поста управления энергетикой.
Необходимое примечание для фотокультуртрегеров.
Поскольку я снимал без вспышки (на непрофессиональную камеру), так как стремился сохранить оригинальное цветовое восприятие и моё впечатление об уровне освещенности отсеков, при большом дефиците времени во время экскурсии; то ряд снимков - с зерном и некоторые даже смазанные. Но для меня сохранение первого впечатления - гораздо важнее. Посему все потенциальные фотоэстетские стоны о балансе белого, композиции, горизонте и прочих любимых параметрах будут беспощадно вымарываться из комментов, а особо тяжко стонущие личности - по-византийски коварно выбрасываться за борт
1. Сам атомоход сейчас пришвартован к пирсу у морвокзала и по статусу является двойственным: действующим (не списанным) кораблём, но одновременно и судном-музеем, с частью помещений, куда водят экскурсии.
2. Фрагмент носовой части.
3. Из ледокольной работы по проводке караванов по Северному морскому пути "Ленин" выведен в 1989 году, ещё при СССР. Таким образом, он почти непрерывно проработал 30 лет, с небольшим перерывом в 1967 г. Общее число проведенных судов за все навигации - более 3.700.
Решение о строительстве такого уникального судна с принципиально иной энергетической установкой было принято в 1953 году; тогда же - выдано и проектное задание (ЦКБ-15). Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе им.А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Если я правильно понял, там же он был заправлен и ядерным топливом - в отличие от более совершенных атомоходов следующих поколений, типа "Арктика", заправка которых производилась уже в Мурманске, на специальной инфраструктуре базы "Атомфлота". Таким образом, строительство шло быстро и продолжалось всего три года. Спущен на воду - в конце 1957-го.
Поставщики оборудования: судовые турбины - Кировский завод, главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградская «Электросила».
* * *
Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. "Саванна" была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие "красивости", судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.
Коммерческая эксплуатация "Саванны", которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что "Ленин" выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас - заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было очень необычно.
В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды.
[отсюда]
4. Атомоход является первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Вышел в первое плавание 3 декабря 1959 года, и этот день считается праздником всего "Атомфлота", оперирующего на Севморпути.
"Ленин" в акватории Невы, перед выходом на ходовые испытания. Ленинград, лето 1959 (фото из журнала avp23649)
5. Первая экскурсия на ледокол собирается к 12.00. Приходят смотреть самые разные люди: местные папы с детьми, туристы, моряки, школьники, командированные и т.п. Я пришёл именно на первую, чтобы народу было поменьше - потому что если набирается зараз больше 20 человек, то смотреть (а тем более снимать) становится довольно неудобно. А собирают - до сорока человек. Кстати, следующая группа и правда была раза в полтора больше, чем наша.
6. Приезжают к ледоколу и зафрахтованные микроавтобусы из гостиниц. На моих глазах приехало две такие партии. Вот этот пожилой немец на костылях - его затаскивали по трапу двое коллег, однако он честно ковылял там, где мог, внимательно рассматривал девайсы и с восторгом слушал экскурсию (переводимую их переводчиком, взятым с собой). Может быть, это бывший моряк, кто знает.
7. Ну что, теперь пора подняться на борт по трапу. Вперед!
8. Вначале мы попадаем в просторный холл-предбанник, изящно отделанный в едином стиле деревянными панелями.
9. Чеканка - модный в ту эпоху стиль оформления.
10. Стильно выполненная лестница-трап, ведущая на ходовую рубку и в капитанский салон.
11. Выход к длинному коридору вдоль правого борта .
12. Оформление коридоров, где размещаются каюты экипажа.
13. Экскурсия начинается с общего инструктажа: куда можно идти, куда нельзя, что можно делать и что нельзя. Она проводится в столовой экипажа, расположенной прямо под кают-компанией. Режим на судне довольно строгий.
14. Стиль оформления очень узнаваем - это начинающий тогда только входить в моду минимализм шестидесятых. Никаких ампирных рюшечек.
15. Экскурсия проводится в ограниченном числе помещений. Поскольку ледокол довольно широкий и ёмкий, то количество помещений велико, и экскурсанты видят едва ли 1/20 часть всех помещений. Те места, где мы побывали, я отметил красными точками на схеме ледокола. Как видите, весьма небольшой по охвату маршрут.
16. Спустились ниже. На ярусе палубы, ведущей к машинному отделению.
17. В машинном отделении. Ледокольный гид рассказывает про парогенераторы (они как раз под нами) и гребные электродвигатели.
18. В помещениях машинного отделения проходит великое множество трубопроводов с ещё большим множеством вентилей.
19. Парогенераторный нижний "этаж" в машинном отделении (на самом деле - там ещё два яруса-уровня).
20. Приборная эстетика конца 1950-х (девайс не знаю).
21. Интерьер 3-го верхнего яруса парогенераторной.
22. Из машинного отделения идём в "святая святых" ледокола - пост управления энергетикой. Здесь сосредоточено управление реакторами, парогенераторами, гребными электродвигателями, а также вспомогательной энергетикой. Если я верно понял, пост управления в этом виде существует с 1967 г., когда ледокол переоснастили более новой и совершенной двухреакторной установкой, вместо энергетики первого поколения (трехреакторной схемы, 1959-66), которая считалась в какой-то мере экспериментальной. На реакторах первого поколения отрабатывались приёмы эксплуатации и выявлялись слабые места.
23. Эстетика оформления энергетического поста выглядит вполне современно даже сейчас.
24. Экран состояния параметров реактора №2.
25. Группа кнопок с разнокалиберными надписями.
26. Ещё немного промышленной эстетики той эры.
27. Чёрно-кнопочная симфония :-)
28. Из поста управления энергетикой проходим в амбулаторию ледокола. Поскольку она являлась базовой для всего полярного каравана, идущего по трассе за ледоколом, то там была оборудована операционная, стоматологический кабинет, рентгенкабинет, кабинет физиотерапии и ещё ряд медицинских девайсов. Я тут выложил только часть снимков.
29. Медицинские девайсы 1970-х.
30. Часы над дверями. Стиль минимализма.
31. Идём по коридорам дальше, к аппаратной.
32. Боковая дверь по пути, в немузейной части судна. Не входил :)
33. Теперь входим в помещение сверху аппаратной (так на ледоколе называется реакторный отсек). В саму аппаратную посторонним зайти нельзя, поэтому экскурсанты смотрят на реакторы вот в такие окошки с толстыми освинцованными стёклами.
34. Само помещение аппаратной весьма большое, но через толстое стекло снять что-то подобное панораме весьма сложно. Поэтому показываю только снимок "в лоб", на реактор №2 (в центре и чуть правее центра кадра). Реактор этот - уже второго поколения, который был установлен в 1967 г. Первый, ранний вариант аппаратной с реакторами, был вырезан из ледокола целиком и затоплен у берегов Новой Земли.
35. Трапы на ледоколе очень крутые, чувствуется, что конструкторы плотно сталкивались с задачей экономии пространства в служебных зонах. Даже не знаю, смог ли пожилой немец на костылях (кадр №6) прийти в эти помещения. Идти и здоровому человеку надо осторожно и аккуратно, чтобы не стукнуться башкой о многочисленные препятствия.
В следующей части - поднимемся наверх, в ходовую рубку и другие места.
Ворота в Арктику.
0. Общий обзор.
Полярная магистраль:
1. от Питера до Петрозаводска
2. от Беломорканала до Кандалакши
3. от Полярных Зорь до Кольской губы
4. Мурманск: прогулка от ж/д вокзала до Морвокзала.
5. Атомный ледокол "Ленин" (низ).
6. Атомный ледокол "Ленин" (верх).
7. Пять Углов и окрестности.
Journal information