* * *
Дополнения и конкретика к фото традиционно приветствуется. Также см. дисклеймер.
Вид с ходовой рубки ледокола на город Мурманск
2. Коридор с каютами командного состава экипажа. В этой части, близкой к ходовой рубке, обитал штурманский состав и радисты.
3. Заходим в ходовую рубку.
4. Рубка достаточно просторная и большая. Устройства здесь стоят разного времени - как 1980-х, так и более ранние. Это обьяснимо, ведь навигационное оборудование обновлялось чаще, чем, скажем, девайсы машинного отделения.
5. Позывные ледокола. Здесь же напечатаны и основные параметры судна, если кому интересно.
6. Машинный телеграф.
7. Ещё, внутрисудовые устройства связи.
8. Столик для карт. Почему-то тут маленький, обычно я наблюдал на судах целое помещение сразу позади рубки, с большим картографическим столом, где штурмана прокладывали курс. Хотя, наверное, оно и тут есть, просто я не видел.
9. Девайс называется весьма интересно :)
10. А этот прибор (показывает угол поворота пера руля), судя по маркировке, изначальный с момента постройки - 1957 г.р.
11. Пульт управления УКВ-радиостанции Р-619 "Графит".
12. Вроде не эхолот, но что-то связанное с измерением глубины. Кто в теме, поясните.
13. Ходовая рубка в целом. Пришлось долго ждать, когда люди покинут её - а потом меня самого выискивали, куда я делся, когда все ушли.
14. Теперь зайдём в радиорубку. Экскурсия сюда не заходила, однако я заглянул и поснимал, пользуясь тем, что остался один, а все ушли вниз.
15. Радиорубка. Общий вид. Вверху красными буквами - позывные ледокола.
16. Девайсы внутри.
17. Позади стоит такое уютненький и явно аутентичный диванчик, для ледокольных радистов.
18. В радиорубке есть и ещё помещения, дальше, но туда я уже не успел проникнуть - меня начали искать, как оторвавшегося от общей экскурсии. Режим :-)
19. Маршал Жуков в парадной форме, на шкафчике радиорубки. Видимо, был ещё с репродукции журнальной вырезан. Уже в самом конце я спросил местных, а чего это тут Жуков делает? Сказали, от старого радиста осталось, а сдирать не стали - пусть будет как примета эпохи.
20. Теперь заглянем в капитанский салон. Подчёркиваю, именно салон, т.к. каюта у него была в другом месте, ближе к рубке. А это салон - представительское помещение.
21. Ледокол в межсезонье (когда он не трудился в Арктике) за период эксплуатации успело посетить множество легендарных фигур мировой политики - ведь он считался одним из символов Советского Союза. Не выставочным, "глянцевым", а - работающим, действующим символом. Тут побывали Шарль де Голль, Фидель Кастро, Гарольд Макмиллан, Лю Шао-ци, Че Гевара, Иосип Броз Тито, Ричард Никсон, Индира Ганди и ещё много других, я перечислил только некоторых. Конечно, и советские руководители, и космонавты, и деятели искусств.
22. Экспонаты на длинном столе капитанского салона.
23. В кают-компанию ледокола ведут изящно оформленные трапы.
24. Кают-компания, она же музыкальный зал.
25. Часы на входе, в тогдашнем стиле минимализма. Очень стильно.
26. Вид на кают-компанию от входа.
27. Экскурсанты :)
28. У кают-компании два закутка - один открытый (этот), с роялем и муз.инструментами, а второй отделённый тонкой переберкой (см.ниже). Сказали, за этим роялем играла сама Пахмутова.
29. Закуток за переборкой: тут шахматно-шашечные столы и подшивки прессы, для почитать.
30. Скульптура Ленина, на сцене кают-компании.
31. Вид чуть издали.
32. Расписание вахт.
33. Автор этих очерков, на борту ледокола. Это был очень тёплый и жаркий день, жарило под тридцатку и я даже сомневался, Заполярье ли это (на следующий день выяснилось, что таки Заполярье). А фото "на фоне" оказалось единственным, сделанным в заполярной поездке, из полутора тысяч интерьерных и пейзажных. Запечатлел, по моей просьбе, вахтенный у трапа.
34. "Доска присутствия", на выходе.
К сожалению, у меня не получилось хорошо снять каюты экипажа: либо там толклись экскурсанты, непрерывно снимаясь "на историческом фоне", и ждать было затруднительно; либо, в остатке времени (экскурсия шла "в темпе") невозможно было быстро перенастроиться и получившиеся версии смазались. Сюда я ничего из кают ставить не стал. Поэтому, у кого есть, можно дополнить в комментах, а я затем в текст поставлю ссылочки.
* * *
Общее резюме: корабль уникальный, посещения обязательно стоит, если вы оказались в Мурманске, и впечатление производит сильнейшее.
Я как-то вывел для себя такой закон: любой значимый символ техносферы СССР, сохранённый для потомков как назидание об ушедшей цивилизации, аннигилирует пять миллионов антисоветских статей, путём наглядного воздействия. Нет, конечно, напечатанные букафки остаются, вот только уже не действуют так, как хотят их буквосоздатели. Поэтому мало таких символов, и в основном они стоят на краях и в глубине страны: ракета "Восток" в Самаре, "Кутузов" в Новороссийске и вот "Ленин" в Мурманске. А по-доброму, можно было бы многое сохранить: скажем, в Одессе должен стоять китобойный флагман "Советская Украина", во Владивостоке - "Минск", проданный за бесценок в Китай, в Ленинграде/Петербурге - К-3, первый атомный корабль СССР и так далее. Но нет, почему-то русская цивилизация имеет такое внутреннее неприятное свойство - в какой-то момент остервенело крушить свои символы, часто за текущее бабло или вообще без смысла, а потом, спустя десятилетия, долго и упорно воссоздавать их фрагменты. Так коммерческие быдланы уничтожили Ту-114 в Домодедово, ВДНХ в Москве с уникальными фондами павильонов, и многое-многое другое. Англосаксонская цивилизация в этом плане поступает значительно умнее, сохраняя для потомков свои символы и преемственность, и этому стоит у неё поучиться, без всякого стеснения.
Впрочем, Атомфлоту огромное спасибо за сохранение подлинного и яркого символа советской цивилизации. Уже что-то: не всё у нас пропало и не все ещё стали беспамятными манкуртами.
Продолжение следует.
Ворота в Арктику.
0. Общий обзор.
Полярная магистраль:
1. от Питера до Петрозаводска
2. от Беломорканала до Кандалакши
3. от Полярных Зорь до Кольской губы
Мурманск:
4. Прогулка от ж/д вокзала до Морвокзала.
5. Атомный ледокол "Ленин" (нижние палубы).
6. Атомный ледокол "Ленин" (верхние палубы).
7. Пять Углов и окрестности.
8. Поход к "Алёше".
Journal information