Мурманск. На Пяти Углах и фонари с якорями
1. На Пять Углов, если идти от вокзала или от торгового порта, попасть очень просто: нужно пройти буквально 300 метров по ул. Воровского, и мы там. На площади стоит огромное для заполярного города 18-этажное здание бывшей гостиницы "Арктика", которая сейчас в капитальном ремонте и закрыта огромным постером с питерскими разводными мостами. Рекламы питерской недвижимости тут вообще много в разных местах - ведь у северян очень популярен переезд именно в Питер на постоянку, а не обязательно в Москву или на юга. Поэтому такая реклама, видимо, эффективно работает.
Сама же площадь, в отличие от питерских Пяти углов на Загородном, строго четырёхугольная, а её пересекает проспект Ленина, который с южной стороны изгибается, делая угол. Возможно, поэтому и такое название. На этом снимке, кстати, виден этот изгиб. Но "пятый угол" (ул. Самойловой") в саму площадь не вливается, оканчиваясь тупиком неподалёку.
2. Напротив "Арктики" стоит конгресс-отель "Меридиан", тоже довольно массивный и тоже, скорее всего, брежневской эпохи. На ней меня привлёк большой плакат справа.
3. Приглядевшись к нему, я реально изумился. Посмотрите на надпись внизу. Ситуация совершенно невероятная для столиц: просто представьте себе, реально ли, скажем, на здании ГУМа в Москве, на лакомое и дорогое место, повесить громадный рисунок победителя детского конкурса рисунков? Над таким лохом и "альтруистом" московские рекламщики бы просто посмеялись, как над полным идиотом - такое бабло упускать. Однако ж в Мурманске такое возможно, и на центральной площади висит красивый и душевный детский рисунок.
4. На углу площади с ул. Ленинградская стоит массивная бетонная коробка центрального универмага. Это тоже узнаваемые восьмидесятые. Ничего бы интересного, на первый взгляд, если бы не композиция на углу здания.
5. Вот она, крупно. Артефакт эпохи позднего СССР, цельный и ещё не порушенный. Думаю, darriuss понравится - это его период :)
6. Ворота на юг - проспект Ленина - обрамляют ансамблем два вот таких дома. Справа - награды Мурманска, на торце, у примыкания к "Меридиану".
7. А вот так выглядит сам проспект, вид на юг (умеренный зум). Приятно, что главный проспект не перекрыт перетяжками с рекламой, а чист и вдалеке видны сопки. Правда, видна подсветка "с якорями", но это как раз придаёт городу своеобразный колорит.
8. Якоря не только на подсветке, но и на фонарях (см. также и заглавное фото).
9. На восточной стороне площади - первый значимый заполярный оазис культуры на Кольской земле: открытый в 1933 г. дворец культуры им. Кирова.
Об истории ДК им. Кирова (с фото)
10. У входа в ДК - тоже якоря. Они тут везде, почти как в Кронштадте :-)
Несколько слов относительно застройки и архитектуры Мурманска, чтобы была понятней общая картина.
Город основан 4 октября 1916 г., под занавес Первой Мировой, когда Российской империи закрыли оба главных морских коридора: через Чёрное море и Балтику. Нужно было искать иной выход. Поскольку Архангельск был непригоден, ввиду ограниченности навигации и дальности, то в Кольском заливе спустя два года после начала войны основали небольшой портовый пост, но к значимым работам приступить не успели, так как через полгода совершилась Февральская революция. Правда, железную дорогу-однопутку проложить, к счастью, успели. Затем - оккупация англичанами, разорение и упадок.
До 1927 г. город представлял собой небольшой посёлок с портопунктом, с населением менее 9 тыс.чел., в котором не было ни одного каменного здания, одни деревянные. Звёздный час Мурманска наступил с началом индустриализации и активного освоения Арктики: за 1928-1940 гг. население города выросло с 11,5 (1928) до 120 тыс. чел. - более чем в 10 раз! Был построен большой торговый порт с причальной линией. Тогда же началось и бурное строительство зданий, первая автобусная линия (1934), рыбный порт, конспервный завод, рефрижераторы, областная библиотека, областная больница и другая инфраструктура. В 1932 г. принимается постановление СНК о полярных льготах и надбавках, а также право брони квартир для специалистов, которые переезжали сюда из Ленинграда и других городов коренной России. Часть ключевых обьектов инфраструктуры порта строится силами ГУЛАГ (в 1937-38 гг. на них работало 5-7 тыс.чел единовременно).
В 1933 г. Мурманск инспектируют Сталин, Киров, Ворошилов, сюда же переводятся по Беломорканалу военные корабли и образуют сперва флотилию, а затем и Северный флот, который базировался немного северней города. В 1938 г. открывается первая пассажирская авиалиния Ленинград - Мурманск.
В 1941 г. начинается война. Население Мурманска за 3 месяца (июль - сентябрь) сокращается втрое: на юг, в Вологодскую и Архангельскую области, было эвакуировано около 60 тыс.чел., остались только военные, флот и инфраструктурные подразделения. Мурманск стал главным пунктом по приёмке северных конвоев с грузами по ленд-лизу для СССР: таковую роль играть ему позволила созданная в годы 1-й и 2-й пятилеток портовая глубоководная инфраструктура и большой причальный фронт. Если бы её тогда не создали, то неизвестно, как вообще бы повернулось дело со способностью СССР принимать конвои с десятками судов одновременно.
Вторая волна строительства - послевоенная. Впрочем, Мурманск, будучи главной базой освоения Арктики, судоремонта, рыбного лова, имея крупный торговый флот (5-й по грузообороту в СССР) и военную инфраструктуру, быстро рос всё советское время, достигнув в 1989 г. населения 468 тыс. чел. В постсоветское время он пережил сильную депопуляцию, сократившись к 2008 г. до 315 тыс. чел. (67% от уровня 1989 г., за 19 лет), однако и сейчас остаётся крупнейшим на планете городом за Полярным кругом. Ведь морской порт, переработка горнорудных грузов, нужды крупнейшего в России Северного флота, обслуживание Севморпути и база Атомфлота никуда не делись. Правда, трафик и интенсивность навигации довольно сильно сократились.
Отсюда и архитектурный портрет Мурманска: это на 97% советский город. Главный массив строительства пришёлся на 1933-1940 и 1948-1990 гг., и пласт брежневской архитектуры вне центра (да и в центре) исключительно велик.
11. Теперь пройдёмся по проспекту Ленина на юг. Массивные парадные сталинские здания по обоим сторонам проспекта.
12. Ленин в Мурманске скромно занимает сквер вдоль проспекта, не в самом центре.
13. Ещё массивные здания на проспекте. Хотя, возможно, это уже могло быть построено и после постановления 1955 г., но по балкончикам видно, что проекты были ещё сталинского времени.
14. Если по проспекту идти от Пяти углов в другую сторону, то по восточной стороне расположена городская и областная администрация (они обе размещены в одном длинном здании).
15. Фронтон здания администрации: довоенный герб СССР, а в обрамлении серпов с молотками - современный герб РФ и эмблема Мурманска с якорем.
16. Прошёл я и мимо здания, которое управляет российскими концессиями на Шпицбергене, оно там рядом.
17. Есть и конструктивизм, несколько реновированный, но сохранивший узнаваемые черты.
18. Напротив здания Администрации - стадион и памятник А.Ф.Бредову.
Кстати, надо поведать о том, как я не сфотографировал самый старый из мурманских памятников - жертвам иностраннной интервенции. Он находится неподалёку, в сквере у вокзала. Я проходил мимо него раз пять или шесть, и всё время думал - а где же сам памятник (у меня была карта с отметкой), что это за белая детская площадка в парке? Может, обелиск за этими белыми лесенками и они его загораживают? И только уже в обратном поезде, разглядывая книгу о Мурманске с фотографиями, я с изумлением увидел, что эта "детская площадка" - и есть сам памятник, 1927 г. :-)
19. Ладно, идём дальше. Массивное здание бывшей довоенной средней школы, а ныне - краеведческий музей.
20. У торца этого здания - интересный памятник. Подойдём поближе?
21. Памятник - дедушке русского ледокольного флота, "Ермаку". Он долго базировался на Мурманск.
22. В сквере - города-побратимы Мурманска. Я был из них в Тромсё и Рованиеми, Щецин в планах.
23. Далее проспект забирается на сопку, хорошо виден рельеф Мурманска - сопки, сопки, улицы и здания уступами. Что ещё надо сказать из наблюдений? Много домов серых, а ведь это Заполярье, так почему бы их не красить весело-разноцветно, как в Норильске?
24. Идём по ул. К.Маркса вдоль стадиона. На заднем плане - "Арктика" на Пяти Углах.
25. Табличка у входа с расписанием игр.
26. Выходим на ул. Коминтерна, которая ведёт к вокзалу. Плавательный бассейн интересного проекта, но весьма захезанный. Левее находится Ледовый Дворец, его тут не помещаю.
27. Поизучал я и местные обьявления: по ним всегда можно много выводов почерпнуть о характере и особенностях города. В Мурманске на досках обьявлений непременно встречается 3-4 обьявы от проституточных контор (см. на снимке). Чувствуется, что это портовый, арктический и военно-морской город, потребность в таком весьма велика. И денег у населения много. А в районе рыбного порта и на севере города всякими "Смоковницами" обвешивают даже троллейбусные столбы.
28. На фронтоне сталинского с колоннами здания рыбного порта - вот такая совершенно восхитительная "рыбно-якорная" композиция :)
29. Рыба вообще тут занимает намного более значимое место в повседневной жизни, нежели в любом городе Средней полосы, а тем более Урала или Сибири.
30. В разных местах города расставлены вот такие немудрящие по виду киосочки "Свежая рыба".
31. Можно посмотреть и цены и ассортимент, я снял для истории. Сами ценники тоже креативны, в форме рыб :-)
Продолжение следует.
Ворота в Арктику.
0. Общий обзор.
Полярная магистраль:
1. от Питера до Петрозаводска
2. от Беломорканала до Кандалакши
3. от Полярных Зорь до Кольской губы
Мурманск:
4. Прогулка от ж/д вокзала до Морвокзала.
5. Атомный ледокол "Ленин" (нижние палубы).
6. Атомный ледокол "Ленин" (верхние палубы).
7. Пять Углов и окрестности.
8. Поход к "Алёше".
9. Музей Северного флота.
Journal information