Если идти через Дом Павлова к Волге, то глазу неожиданно открывается большое белоснежное сооружение, похожее на реактор АЭС где-нибудь во Франции. Это и есть музей Сталинградской битвы и Панорама. Вот туда-то я и направил свои стопы в первый день после приезда, дождавшись спада обеденной жары. Впечатления были весьма разные, о чем ниже и поведаю.
Но сперва местный прикол: жизнерадостные бронзовые Черчилль и Рузвельт на фоне краснозвёздного знамени. А Сталин скромненько в стороне от него. Это просто так экспонаты взаимно размещены, но идея мне весьма понравилась :)
Вот оно, это здание Панорамы. Взглянул на него, ещё издалека, и сразу родились "глупые" вопросы. Непонятно, какого именно восприятия хотел добиться архитектор проекта? Что значат эти засечки сверху? Что вообще символизирует этот котёл? Почему цвет – именно белый (хотя, учитывая форму здания, любое цветное решение, кажется, выглядело бы смешным)?
А это ракурс «из-под» здания.
Внутри все очень величественно и помпезно - очень хорошо чувствуется, что труд в это строительство и во внутреннее оформление был вложен огромный, материалы использованы – дорогие. Словом, монументально.
Вот это подьем от первого уровня на собственно Панораму.
Мозаика на потолке: эмблемы различных родов войск времен В.О.В.
Вот это танковые войска. Интересно, что использована эмблема танка образца 1938 г., и это совершенно правильно: в 1942 году они еще были такими, дизайн немного изменился или в 1943 или 1944 г.
А это «танковая эмблема» (см. на потолке) в соотношении уровней здания – верхний (первый наземный) и нижний, музейный (подземный). Вверх идёт лестница на Панораму.
Потолочный плафон, завершение первого (наземного) уровня: стилизованный Орлен Победы.
Пока решил побродить по музею, уже пошел в первый зал, тут стали скликать желающих посетителей на Панораму (так просто идти нельзя, только с экскурсией). Я, конечно, тоже пошёл. Человек 15 поднялось на верхний уровень (под крышку «реактора») и стали слушать спич пожилой тетеньки-эксурсовода. Я тоже слушал, слушал, рассматривая панораму... и понимал – так, как она надо было говорить лет 25 назад. Наверное, это хоть как-то отозвалось бы в душе школьника 80-х. А сейчас... сейчас это стало страшным анахронизмом – примерно то же самое, как меня в 15 лет насильственно заставляли читать «Преступление и наказание». Которое я прочёл с огромным впечатлением ещё через 15 лет, но уже сам. Нет, совсем не то... мне даже стало печально за то, с каким чувством оттуда выходят люди. Никакого настоящего драматизма ожесточенной битвы рассказом не передается – тетеньки эти как будто заморозились и пребывают в историческом анабиозе, сплошные штампы и нестыковки. А потом люди выйдут на жаркую улицу, где их уже ждет в книжных магазах грязевая помойка из Радзинских, Резунов-Суворовых и прочих соколовых, но которые пишут увлекательно и живо, не заставляя думать, и конечно же, результат может быть в их пользу... Вот в чем проблема.
Внимательно рассмотрел я и саму панораму. Да, результат начала 80-х отличается от результата середины 60-х (комплекс Мамаева Кургана), это факт. В гигантском полотне тоже штампы, увы: почти вся немецкая техника горит, почти вся советская – идет в атаку, ну и дальше в том же духе. Есть, конечно, и удачные эпизоды, но в целом у меня не осталось чувства драматизма, предельного напряжения битвы и смертельной борьбы. К тому же художники для зрелищности чуть подправили панораму Волги, сделав реку немного шире (фактически же вид на Волгу с Мамаева кургана несколько иной, река смотрится узкой лентой – ранее я приводил виды оттуда ).
Вот фрагмент панорамы, показывающий момент штурма Мамаева Кургана. Рядом (ниже) бак для хранения воды.
После этого я решил разыскать на полотнах хотя бы одно крупное изображение немецких солдат – стало интересно, как именно изображали художники выражения их лиц? Позы? Настроение? И нашел! Вот посмотрите, как: один торжествующий, другой угрожающий, третий злобный. И так далее. Все, как один, с автоматами (тоже распространённый киношный штамп). В каске только один.
А вот это, напротив, несомненная удача и динамично выписанная сцена – дальний рейд советских танкистов на аэродром снабжения 6-й армии Тацинская. Можно наблюдать искореженные от пушечного огня прямой наводкой Ju.52 и панику на аэродроме. Вот только не знаю, правда ли у транспортных «юнкерсов» были красные коки на винтах?
После осмотра большой панорамы и малых панорам я спустился в музей на нижнем уровне и тоже осмотрел его весьма придирчиво. Впечатление похожее: очень, очень большой вложенный труд и старое, несовременное пропагандистское обеспечение. Экспозиция местами архаична и однобока. Но особенно радикально (на мой взгляд) надо переделать подписи и комментарии к экспонатам, там вообще, видимо, за 20 лет почти ничего не менялось. Нужен искренний интерес к теме и рассмотрение всех её сторон. Я не говорю – беспристрастное, я имею в виду – никаких умолчаний или однобокости.
Тем не менее, в музее есть и настоящие шедевры – и самый главный из них, это, конечно, обьемный натурный макет Сталинграда февраля 1943 года. Вот это да! Очень жаль, что часть снимков у меня не получилась и я не смог склеить в Фотошопе потом весь показанный город от «Баррикад» до оврага реки Царицы.
Вот фрагмент.
Конечно, среди экспонатов много уникальных, но, повторюсь, всё информационное обеспечение нуждается в глубокой коренной реконструкции. Сейчас оно работает очень слабо: на умы и мысли обычного человека, знающего о битве мало. Можно добиться гораздо более сильного впечатления.
Ну вот, пара экспонатов.
Буклет.
Рабочая готовальня маршала артиллерии И.М.Чистякова.
Вышел я из здания, когда жара уже начала спадать, около 6 вечера. Прошел в проход и спустился ниже, на уровень верхней набережной. И надо сказать, что со стороны Волги комплекс смотрится посильнее.
Наверху установлены истребители (смотрится впечатляюще – удачное решение!).
А внизу – танки.
Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина
Journal information