Сегодняшняя часть посвящена Немецкому музею (Deutsche museum) - огромному политехническому комплексу-музею на Изаре, по которому можно ходить несколько дней, если всё внимательно рассматривать. Я же в нём сосредоточился лишь на небольшой части - авиация, космос, море, полиграфия, ж/д, а также продукты сумрачного тевтонского гения в первой половине XX века. Ниже - рассказ, который, думаю, даст представление об этом месте.
Немецкий музей. Me-109Е в авиазале
1. Немецкий музей находится в массивном мрачновато-солидном здании на берегу Изара, несколько южней исторического центра. Главный корпус венчает обсерватория.
2. Заходим в главный вход.
3. Музей очень большой (план на разных языках, в т.ч. и на русском, можно взять в холле), залы распределены по отраслям человеческой деятельности. Поэтому рационально выделить лишь некоторые и их смотреть внимательно. Я выбрал для себя "транспортные" залы - авиация, судовождение, железные дороги, а также полиграфию и космос, справедливо рассудив, что за полдня всё равно больше не осилю.
Итак, пойдём.
4. Зал мореплавания и судовождения мне показался слишком лаконичным и поверхностным - видимо, я слишком избалован осмотрами специализированных музеев в той же Германии, Норвегии, России. Поэтому я оттуда ушёл с чувством некоторого разочарования.
5. Зато авиационный зал оказался весьма колоритным. При входе в него сразу же бросился в глаза продукт сумрачного тевтонского гения - первая в мире боевая баллистическая ракета V2 (Фау-2) (1942). Ракета стояла так, что "пронизывала" аж четыре яруса музея - три авиационных и космический, наверху.
6. Вообще, зал был буквально набит разнообразными летательными аппаратами и разбавлен автомобильной тематикой.
7. В другому углу на меня глядела "сладкая реактивная парочка" Второй Мировой - первый в мире серийный реактивный самолёт Ме-262 "Ласточка" (внизу) и ракетный истребитель Ме-163 "Комета" (вверху).
8. "Ласточка" Ме-262, надо сказать, выглядела весьма хищно.
9. С одной стороны у "Ласточки" была открыта обшивка и можно было разглядеть внутренности.
10. Ещё два продукта Третьего рейха - ракетный истребитель ПВО вертикального взлёта Bachem Ba-349 и зенитная ракета Rheintöchter R1.
11. Зенитная ракета поближе (носовая часть). Стабилизаторы - деревянные.
12. Автомобиль начала века. Увы, шильдик SHW мне ничего не сказал...
13. Ракета Фау-2 стоит на центральном месте в зале.
14. Можно к ней подойти поближе и заглянуть наверх.
15. А это опять "сладкая реактивная парочка", но вид сзади.
16. На втором ярусе стояла "Тётушка Ю" (Юнкерс-52).
17. В углу висела летающая лодка "Дорнье" 1929 года.
18. "Тётушка Ю", вид сбоку.
19. ...и сверху. Там оборудован вход, можно осмотреть внутренности.
20. Конечно, я зашёл внутрь "тётушки". Поразила теснота и совсем уж непривычно маленькое пространство внутри.
21. Рядом стоял основной истребительный боец Третьего рейха - Ме-109. Эта модификация, если я верно понял - Е.
22. Осмотрев авиацию, я решил подняться на подкрышевой ярус, где был "космический" зал. Он вот тут, у кончика Фау-2 и вокруг.
23. Заглянем ещё раз близ ракеты вниз и пойдём смотреть космос.
24. Космический зал - в полутьме, только подсвечиваются экспонаты.
Американский луномобиль.
25. Советский скафандр второго поколения.
26. Надо сказать, что советскому космосу тут посвящено примерно от четверти до трети экспозиции, немалое место (антисоветчики в этом зале будут весьма недовольны). Вот макеты ракет в масштабе - слева советская линейка, справа - европейская. Ещё правее (не влезла) - американская.
27. Стенд о программе "Восток".
28. А это - о "Союзах".
29. Пройдя космозал вкруговую, я внезапно заметил - около макушки Фау-2 - выход на крышу музея и решил подышать мюнхенским туманным воздухом.
30. Вышел. Напротив меня сидел ворон и внимательно зыркал чёрным глазиком. Мы смотрели-смотрели друг на друга, я опять оглянулся на ракету, видимую в выходе, и у меня как-то само собой подумалось - "да... как же хорошо, что вам хребтину вовремя сломали... а то бы вы тут ещё наизобретали, пожалуй..."
31. Туманный Мюнхен и Изар внизу. День был тихий и пасмурный.
32. Затем я ещё насладился старыми Гейдельбергами и прочими произведениями этой отрасли в полиграфическом зале, после чего решил пройти в зал точной механики (микроскопы, оптика и прочее такое). Но там шла какая-то лекция, зал был набит сидящими и стоящими студентами, поэтому от этой мысли пришлось отказаться.
33. Внутри периметра здания тоже есть небольшая натурная выставка. Но я её толком не смотрел.
34. Тоннельный зал меня уже сильно не впечатлил так, как авиационный. А может, я просто успел переполниться впечатлениями и нового уже не воспринимал.
35. Ж/д зал слабый, особенно по сравнению с мощнейшим Нюрнбергским музеем. Так, разве что грандиозные модели красивые. Но не более того.
36. В общем, поход в музей занял примерно полдня, а осмотрел я дай Бог если 15%. Большой музей, на все вкусы.
На фото - туманный Изар близ выхода из Немецкого музея.
Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information