наш родной Центральный рынок стал похож на грязный склад,
искажённый микроплёнкой, ГУМ стал маленькой избёнкой,
и уж вовсе неприлично, чем предстал тиятр МХАТ
/незабвенный Владимир Семенович/
Вот чем больше в загашнике разных увиденных стран, тем больше становлюсь питероцентристом. Потому что с некоторых забугорных "раскрученных" достопримечательностей после их обозрения меня пробивает на смех или на разочарование вместо благолепного любования с восхищением. Так в своё время было с бельгийским королевским облезлым "дворцом", с генуэзским Дворцом дожей, так получилось и с миланской "Ла Скалой". Ещё и стереотипы, конечно, наши прочные стереотипы. При слове "Ла Скала" мне мысленно представлялся грандиозный богатый фасад и пышно декорированное здание. Ну не может же быть она проще парижской Опера Гарнье, нашей Мариинки, венской Оперы или львовского с одесским театров! На деле же получилось так: выйдя из муссолиниевского гремящего старого трамвайчика, на затенённой площади я увидел нечто вроде чуть усложнённого сталинского ДК города Мурманска или Липецка, и чуть не упал на асфальт от смеха: "И это всё?". Простите меня, ласкалофилы, ради Бога - я ж не со зла, а от впечатления. Понятное дело, что потом, отойдя, я увидел позади вырисовывающиеся огромные объемы современных залов, но вначале... Потом уже, обедая в "Папаше Франческо", что подле галереи Виктора-Эммануила, мы немедленно переделали песенку Высоцкого в "...и уж вовсе неприлично, чем предстал тиятр ЛаСкал" :-)
* * *
На достопримечательностях Милана я особо останавливаться не планирую - об этом рассказано в сети достаточно. Покажу лишь пунктирно мои впечатления от них, а также некоторые более реалистичные картинки города. Город этот многоплановый, интересный, со своим ритмом и своими закидонами. Так что после этого общего обзора-впечатления станем смотреть подробней метро и трамваи, а также ж/д музей им.генерал-директора тяги II ранга Л. да Винчи.
Главный фасад театра "Ла Скала"
2. Вот так выглядит "Ла Скала", если отойти подальше: позади вырисовываются огромные объемы. Однако исторический фасад очень скромен и производит на нас, привыкших к имперским масштабам, юмористическое впечатление.
3. Стильная композиция на фронтоне "Ла Скалы".
4. Старая водонапорная колоночка на площади у "Ла Скалы".
5. Если присмотреться поближе, то крантик колоночки наводит на мысли, что уточка сия сильно перепила на вчерашнем корпоративе и сейчас очень страдает, извергая из себя излишки вчерашних яств. Очень уж у неё страдальческое выражение.
6. Пешеходная улочка в 100 метрах от "Ла Скалы", сбоку "Папаша Франческо", где мы обедали (и цены там везде, блин... чай в пакетике - 5 евро...). Как видите, на улочке и мусорок валяется моментами. Это вам не Хермания...)
7. А вот что мне несомненно понравилось - так это галерея Виктора-Эммануила, торговые ряды типа пассажа. Архитектура - сочетание филигранности, ажурности, тщательности, деликатного поданной длины и разумной, пропорциональной мощности объемов. Красотень! И даже глобализованный макдональдс был там вынужден мимикрировать под общий стиль, превратившись из красно-желтого в чёрно-золотой.
8. Световой купол галереи. Очень совершенное произведение, глаз не оторвать!
9. Выход из Галереи Виктора-Эммануила. Если заходишь в неё у "Ла Скалы", то, пройдя, выходишь уже у Собора (Duomo).
10. Собственно Собор, белый-белый. Это вид из входа в Галерею. Слов нет, он грандиозен, но чересчур переусложнен, взгляд быстро устаёт. Из готики меня всё-таки более всего прельщает Реймсский.
11. Структура деталей при рассмотрении чрезвычайно сложная.
12. Можно поймать и вот такой ракурс :-)
13. Из приятного: привлекли внимание многочисленные садистские композиции, что вдоль фасадов Собора.
Вот, скажем, убиение редких животных путём удушения.
14. А вот усекновение головы с показом выхода крови из тела.
15. Ещё очень поразило, что при холодном ветре и +7 публика совершенно спокойно и массово восседает задами на непокрытых холодных камнях.
16. Площадь, похожая на питерскую Комсомольскую.
17. Неизменный итальянский Ленин - то бишь, Гарибальди. Он везде есть!
18. Кастелло (старая крепость), ещё именуемая Замком Сфорца. Фонтан, несмотря на середину декабря, пашет вовсю.
19. Часы на башне крепости, весьма симпатичные.
Кстати, узнаете ли стиль зубчиков? Неудивительно, что итальянцы в одном глухом лесном восточном городке соорудили похожие :-)
20. Нельзя не упомянуть, что Милан также славен большим количеством вполне адаптировавшихся к неафриканскому климату афромиланцев. Они монополизировали торговлю умбреллами, да и вообще, очень многочисленны...
21. Продавец жареных каштанов. В этот раз не удержался, чтобы не попробовать - а то много читал и слышал.
22. Купил пакетик, значицца. И вот что вам скажу, друзиа: херня херней. Лузгайте краснодарские семечки...
23. Миланский парк за крепостью: очень милое место. Чрезвычайно понравилась тихость и защищённость от ветра.
24. Это уже из другой оперы: церковь Санта-Мария-делла-Грацие. Знаменита она в основном скромной к ней пристроечкой (вон, видите, с левой стороны небольшая часть видна?). В этой пристройке - трапезной - находится самая, пожалуй, известная в мире фреска - "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи.
25. Архитектура 1930-х времен итальянского фашизма: орлы, лопаты, пассатижи, молотки.
26. Вечерний Милан в юго-западной части города. Трамвайчик старенький, конца 30-х. Про него рассказ ещё впереди.
27. Есть также на юго-западе города интересное место, о котором не все знают, тусуясь в центре - местные каналы.
28. Я туда прибыл как раз в режимное время и всласть полюбовался переходом от заката к темноте.
29. А это в 300 метрах от каналов - Генуэзский вокзал. В противоположность уже показанному мной Милано-Чентрале здесь грязно, загажено, разрисовано и уныло.
30. Старый трамвайчик маршрута №9 близ Генуэзского вокзала. Вот на нём-то я и возвращаюсь к небоскрёбу Пирелли.
Продолжение следует.
Макаронный анабасис:
0. Общий обзор
1. Переход через Альпы
2. Вокзал Милан-Чентрале: обзор снаружи
3. Столовая локомотивного депо Милан-1
4. Вокзал Милан-Чентрале изнутри и поезда
Journal information