Спуск в миланское метро. Станция S.Ambrogio
2. Суточный билет в Милане (да и вообще в городах Италии) заметно дешевле, чем я привык видеть в Скандинавии или Германии. Всего 3 евро, билет легко купить в разных местах. Я, кстати, покупал не в автоматах или кассах, а в самых обычных табачных лавках (так получалось). Действителен билет 24 часа с момента покупки, в первый раз при входе надо его закомпостировать, потом не надо. Можно ездить с ним по всей системе ATM - метро, трамвай, автобус, троллейбус, некоторые внутригородские ж/д линии. Очень удобно. Разовыми я не пользовался, не знаю, сколько там 1 поездка, а с проездными не полюбопытствовал. Есть ещё и 3-дневный билет.
3. Метро строго обтурникечено - тут нет немецкой вольницы типа "ходи не хочу". Часть входов в станции вообще устроена в стиле "граница на замке, заяц хер перепрыгнет" (как тут), а часть - более либерально.
4. А вот тут турникеты с пропускателями устроены практически как питерские. Тоже вертушка, которую вертишь своим телом.
5. Линий в Милане три - зеленая, красная, желтая. Синим цветом и более тонкими на схеме показана сеть местного S-Bahn, то есть ж.д., интегрированных под внутригородское соединение. Интересно, что грандиозный Милано-Чентрале в эту сеть не завязан вообще (кроме станции метро) - с него идут только дальние рейсы. Грамотным решением является также то, что 80% дальних экспрессов (кроме EC) имеют остановки в черте города на станциях Lambrate FS и Rogoredo FS (интегрированных с метро), где пассажиры могут выйти раньше прибытия на главный вокзал, дабы не загружать его, и быстрей добраться до нужных им мест. Это нескоростной участок, так что потери времени на остановки невелики, а вот удобство - налицо.
6. Переход между линиями. Сильная сторона итальянцев - повышенное внимание к цветографике и вообще, к дизайну. Вот сейчас хорошо видно, что мы идём к зеленой линии - кроме указателей, проход всквозную "прошит" зеленым обрамлением у потолка.
7. Ещё из цветографики. Это епархия "красной линии", и как видите, даже таксофоны сделаны в едином стиле.
8. Между ног этой замечательной барышни впереди спускаемся на саму станцию. О цветографике - раз линия красная, то и перила окрашены в красный :-)
9. О станциях. Сразу скажу, что они на редкость унылы, предельно функциональны и почти однотипны. Посмотрев примерно десяток-полтора станций, я понял, что искать нечто интересное, как я ездил, например, в Киеве, Вене, Самаре или Минске, нет смысла - они все похожи. А уже тем более как в Питере или Москве - там станции вообще дворцы. Типов станций тут два - "пластиковые" (с белым полом, на фото), и "резиновые" (с чёрным).
10. А вот внешний вид "резиновой" станции (с чёрным полом). На "резиновых", кроме общей унылости, есть ещё и какой-то отчётливый неприятный технический запах. Освещения совсем мало, отчего типовая станция с чёрным покрытием выглядит на редкость мрачно. В общем, с подобной станции хочется поскорее уехать - психологически весьма некомфортно. Ярко освещенное и индивидуальное питерское метро я вспоминал с большой ностальгией и теплом, несмотря на то, что на миланские станции попадать быстрее и расположены по линии следования они примерно вдвое чаще. Однако, ехать, конечно, в Милане на метро значительно быстрей, чем на трамвае или автобусе. Правда, интервалы поездов - примерно втрое или даже вчетверо дольше, чем питерские.
Вот небольшое видео с "резиновой" станции, для наглядности. С прибытием поезда метро. Камера, подстраиваясь под общий слабый свет, осветлила фон - в реале станция темней.
11. "Резиновая" станция с прибывшим поездом. Открывать кнопкой дверь, как в Вене или Берлине, тут не надо - открытие директивное, без участия пассажиров, как у нас.
12. Поезда попадаются не только нормально окрашенные, но и "творчески" разукрашенные. Кому как, а мне эта практика как-то не очень.
13. "Резиновая" станция Moscova на зеленой линии. Кстати, на этом снимке хорошо видно применение функциональной цветографики: если сама станция оформлена как "красная", то всё равно видно, что она на зеленой линии.
14. Подавляющая часть станций разнесена по разные стороны - островных станций с единой платформой (что является у нас общепринятым стандартом), там почти нет. Так что сменить направление следования быстро не выйдет, как у нас.
15. Зайдём в вагон. Соотношение старых/новых составов "на глаз" тут примерно 60/40 - в принципе, нормально. Отрадно также, что метро в Милане довольно "белое" - а не такое афроарабское, как в Брюсселе, Амстердаме или Париже. Тем не менее, слабый "резиновый" запах неистребим и в вагонах, я всё время его чувствовал, это снижает общий комфорт.
16. А это другой тип вагона, чем показанный на снимке 15.
17. Немалая часть вагонов подпоганена вандалами (несильно, но видно). Например, стекла, всякие надписи, какие-то стикеры - от дискотек до собраний леваков.
18. Отличительной чертой итальянцев можно считать и всеобщую любовь к разгильдяйской подвязке рекламы и информации к поручням, всяческими верёвочками от тортов или шпагатами. Вот в перегоне поезд едет, вентиляция дует и все эти подвязочки весело раскачиваются и развеваются :-)
19. Восхитительная ретро-ручка аварийной остановки поезда (из старого вагона).
20. Ещё пример старого разукрашенного состава на тёмной "резиновой" станции.
В целом, я бы сказал про миланское метро так: функционально, быстро, но темно, тоскливо, однотипно и не очень комфортно. На венском или берлинском метро так не экономили, хотя оно тоже функциональное.
21. Бонусом покажу Северный вокзал, что недалеко от Замка Сфорца, показанного мною в предыдущей серии. На площади стоит интересный памятник - огромная иголка с ниткой. Вокзал обслуживает очень напряженное направление в итальянские Альпы, на озеро Комо, Монцу и проч.
22. Северный вокзал тоже полностью отурникечен, просто так, как на Милано-Чентрале, на платформы не пройдёшь - только с билетом.
Продолжение следует.
Макаронный анабасис:
0. Общий обзор
1. Переход через Альпы
2. Вокзал Милан-Чентрале: обзор снаружи
3. Столовая локомотивного депо Милан-1
4. Вокзал Милан-Чентрале изнутри и поезда
5. Миланский колорит, пунктиром
Journal information