* * *
Сам же музей интересен прежде всего тем, что представляет собой этакий концентрированный гимн итальянскому промышленному и техническому дизайну - в разных сферах, но преимущественно за последние полтора столетия. Осматривая его залы и ангары, начинаешь постепенно осознавать, почему же всякие феррари-ламборджини вышли именно отсюда, из этих мест. Ну, то есть, я хочу сказать, что наиболее сильная сторона исторической итальянской технической традиции - это именно дизайн. Иногда у них даже выходит так, что в жертву стилю и дизайну приносятся боевые качества, цена производства или устойчивость изделия к враждебной среде. Но, таков уж их менталитет - в нём есть и сильные и слабые стороны, как и у других наций.
Впрочем, давайте походим и посмотрим.
Милан. В музее Л. да Винчи. Зал радио и аудио
2. Чтобы добраться до музея, нужно ехать до метро S.Ambrogio, а там уже минут 5 пешком - и мы на месте. Вот эта площадь с церквой: музей занимает большой квартал слева от кадра, ну и вход в здание, соответственно, тоже слева.
3. А вот так выглядит 2-й (основной) ярус главного корпуса музея. Слева выставлены модели и идеи Леонардо да Винчи, с подробными пояснениями и натурными экспонатами по их мотивам - от крыльев до девайсов горной промышленности. В общем, это целая большая тема, тут я на ней останавливаться не буду. От этого длинного продольного зала отходят вбок более маленькие, тематические - полиграфия, музыкальные инструменты, часы, радио, торговля и т.п. Это нужно именно смотреть, снимки не дадут впечатления.
4. Зал радио и аудиотехники. Если бы там было получше освещение, я бы поснимал больше. Но итальянцы напустили там атмосферу таинственного полумрака, посему особо не поснимаешь. Заглавный снимок поста - тоже из этого зала.
5. Торговый зал. Кассовый аппарат начала XX века.
6. Зал музыки и музыкальных инструментов. Итальянский баян :-)
7. Вид из корпуса вниз, на внутренний дворик музея.
8. Кроме главного корпуса с тремя ярусами залов, внутри квартала есть ещё два ангара - поменьше, железнодорожный (см. на фото) и большой, самолётно-морской (стена сбоку слева).
9. Давайте для начала зайдем в прохладный ж/д ангар.
10. Итальянский "крокодил" начала XX века (или, возможно, 1920-х годов - модель не уточнил).
11. В ангаре вместе с вагонами и локомотивами представлены также сигнальные устройства железных дорог.
12. Вид на вход в ангар.
13. Паровозная классика 1920-х гг. - Gr.746. Формула 1-4-1, 94 тонны, максимальная скорость 100 км/ч, крейсерская - 75.
14. Вид на ведущую колёсную группу.
15. Кабинный дизайн (на котле).
16. Штамп производителя.
17. Этот вид внутри ангара, с вагоном конца XIX века, я уже вам показывал.
А теперь из ж/д ангара перейдём в большой, самолётно-морской. Он тёплый, в отличие от первого.
18. Он устроен двумя уровнями, на нижнем представлены в основном морские экспонаты, а на верхнем - авиационные. Примерно четверть ангара занимает модель надстройки большого теплохода второй половины XX века (на фото), с внутренним содержимым - рубка, каюты, радиорубка, камбуз и т.п. К сожалению в день посещения она была почему-то закрыта, так что внутрь неё я, увы, не попал.
19. В другой половине ангара поставлен парусник (или его модель в натуральную величину - я не совсем точно понял). Можно ходить вокруг и рассматривать подробности такелажа, палубы, надстроек.
20. На втором ярусе расставлены самолёты, больше половины из которых - 20-50-х гг. XX века.
21. Вот, например - истребитель Regia Aeronautica Macchi MС-205 V (1942 - 1944 гг.). Причем этими самолётами воевали, после падения Муссолини, обе стороны - друг против друга.
22. Фюзеляж с реактивным двигателем Campini Caproni (датируется в музее 1936-м годом) - прототип итальянской реактивной авиации.
23. Около ангара также выставлены образцы авиации, но более современные, чем внутри.
24. А за ж/д ангаром возвышается подлодка. Это достаточно современная серия Марины Милитаре ("Энрико Тоти"), постройки 1968 года. Сравнительно небольшая - водоизмещением 595 т. Снята с вооружения в 1992-м, после окончания Холодной войны. Затем очищена и с огромным геморроем доставлена сюда - из ВМБ Аугуста, через Кремону, потом месяц ехала сушей до Милана - апрель-май 2001 г. Прочитав её эпопею, я поразился, что упорные итальянцы дотащили её именно сюда, а не поставили где-нибудь в порту типа Триеста или Бари.
25. Вот фото из Аугусты, когда её подняли для музея. 2001 г.
26. Рубка ПЛ.
27. И вид с кормы, с винтами.
28. Якорёк лодки. Снимок из-за яркого солнца получился с некоторым налётом концептуальности :-)
Мой вердикт: музей интересный, и очень многие найдут там залы по душе, по своим склонностям и увлечениям. Я же посмотрел только примерно треть музея, ограничившись интересующими меня профилями.
Продолжение следует.
Макаронный анабасис:
0. Общий обзор
1. Переход через Альпы
2. Вокзал Милан-Чентрале: обзор снаружи
3. Столовая локомотивного депо Милан-1
4. Вокзал Милан-Чентрале изнутри и поезда
5. Миланский колорит, пунктиром
6. Миланское метро
7. Миланский трамвай
Journal information