Судите сами: появился он как коллекция авто-ретро в 2004 году, а уже в 2008-м не просто расширил свой охват до авиации и декоративно-прикладного искусства, но ещё и въехал в огромное здание с расположенной рядом здоровенной открытой площадкой. Причем, там не какое-то хаотическое нагромождение, а тщательно (и даже филигранно) отреставрированные экспонаты, разделенные по тематическим коллекциям - лимузины и первые автомобили Советского Союза, мотоциклы военной эры, самолёты СССР и бронетехника военного периода, автомобили США и Франции периода 1930-х - 1950-х, предвоенные автомобили Третьего рейха, коллекция "сталинского" фарфора и многое другое. И всё это - без идеологизации (в любую сторону), без умолчаний и лакун, аккуратно подписанное, в хорошо вентилируемом и чистом здании, с большим сувенирным магазином, безупречными туалетами и т.д. Имеет свою мощную реставрационную мастерскую, через которую проходят авто-мото-авиаэкспонаты.
В общем, по нынешним временам - настоящий феномен! Которые мне пока до конца не понятен - как он сумел появиться и так высоко подняться. Я это говорю совсем без преувеличения. Это, надо, конечно, видеть. А всем гостям столицы, особенно из Украины, Белоруссии, дальних весей и других мест экс-СССР - настоятельно рекомендую. Получите много больше удовольствия, чем от походов по перенаселённой, перегруженной и довольно тяжелой сейчас для восприятия Москве.
Вот так выглядит на дороге указатель на музей, крыло с пропеллером:
Ниже - немного снимков этого феномена, без попыток отразить полноту коллекций. Просто, для понимания масштаба и общего впечатления.
1. Справа - основное музейное здание. Первые два высоких яруса - собственно музей.
2. Прямо у входа - фотогалерея советских генеральных конструкторов. "Возглавляет" её бюст И.В.Сталина (кстати, интересно, что на официальном сайте музея этот ракурс снят без Сталина, однако в реале он есть).
3. Коллекция советских авто. Легендарная "Эмка".
4. Представительский ЗиЛ-41047, преемник ЗиЛ-114 (та же коллекция).
5. Открытый ЗиЛ-111, для военных парадов.
6. Общий вид автомобильной части музея (1-й ярус, видно вверху также закругление 2-го яруса). Обратите внимание на интересное и очень комфортное покрытие пола - не поскользнёшься.
7. Предвоенные автомобили Третьего Рейха (отдельная коллекция). Два из представленных авто принадлежали, судя по сопроводиловкам, "высшим чинам рейха", однако кому конкретно - там не расшифровывается.
8. Авиационная часть музея также немаленькая и постоянно возрастает, по мере выхода новых экспонатов из реставрационной мастерской. В ней не только самолёты, но и фрагменты двигателей, приборы, оснащение летчиков и т.п.
9. Советский истребитель периода В.О.В.
10. Реплика (?) немецкого триплана-истребителя Первой Мировой - на таком летал "Красный Барон".
11. Довольно много авиатехники подвешено наверху.
12. Слева, в шкафах - коллекция фарфора, ранее показанная мною, справа - коллекция мототехники вермахта. 2-й ярус.
13. Ещё дальше - коллекция бытовых предметов с разных фронтов Второй Мировой.
14. Собрание упаковки вермахта и люфтваффе - тоже отдельная коллекция. За ней расположена коллекция предвоенных автомобилей Франции и США (не снял).
15. Если идти от здания к дороге, то у ограждения длинной полосой расположена открытая площадка-выставка авиации и бронетехники, на 90% - советская.
16. Экспонатов на ней очень много, если рассматривать внимательно, с деталями - и двух постов не хватит.
17. Там же, у танков и "Градов", можно поесть каши из полевой кухни, принять соточку с хлебом (как это сделал я), выпить квасу, горячего чаю и горилки.
18. В общем, музей и правда вырисовывается грандиозный, всё в развитии и пополняется. Конечно, знатоки узких тем могут найти там какие-то нестыковки или ошибки, но всё равно общий масштаб и подход к коллекциям мне очень понравился. Рекомендую!
На Западном направлении:
1. Общий обзор поездки.
2. Музей Задорожного: советский фарфор 1930-х.
Journal information