А сейчас - вперед, на запад от столицы!
Плакаты на стеле, что на вьезде в г.Гагарин
2. К сожалению, день 8 января являл собою полную противоположность предыдущим. Если на Рождество Христово стояла шикарная солнечно-морозная погода, то в ночь на 8-е резко потеплело и запуржило: пришёл циклон. Снег то падал, то прекращался, то снова начинался. И так весь день. Пурга неутомимо "работала" всю ночь без передыху, отчего шоссе засыпало и фактически было только 2 полосы для движения - наша и встречная. Но, раз уж решили ехать, отлынивать нельзя - каждый день ценен, выбора особого нет.
3. Самолёт-памятник Як на одном из примыканий. Кстати, я до конца не понял, откуда именно считается цифра 965 на километровом знаке? От польско-белорусской, бывшей советской, границы, что ли?
4. Конец Московской области...
5. ...и начало Смоленской. 154 км от Москвы.
6. И вот, через два с половиной часа пути, мы на повороте с шоссе на Гагарин. На углу стоит стела с юбилейными "гагаринскими" плакатами (см. также заглавный снимок).
7. Следуем на север. Вьездной знак г. Гагарин. Город небольшой - сейчас ок. 26 тыс., а в начале 1990-х был достигнут пик - 31 тыс.чел.
8. Окраины Гагарина - очень "сельские", "городским" является в основном центральное ядро города. Правда, на южной окраине есть ещё довольно большие руины (цеха) радиозавода советского времени "Электролуч", которые уже лет 10-15 как разваливаются и не фунциклируют. Снять нормально их не удалось, из-за дефицита времени на остальные мероприятия. Практически сразу мы видим и то, что город этот не совсем "простой" - гагаринские плакаты.
9. Здесь развилка. Нам к центру, налево.
10. Рядом с развилкой - очень примечательное здание местной школы, с гербом РСФСР на фронтоне. Это бывш. дом Церевитинова, а сейчас - Дом Творчества.
11. Интересно оно тем, что "отметилось" присутствием сразу двух выдающихся людей двух разных веков, с разрывом в 135 лет: Кутузова и Гагарина. Первый тут останавливался на 12 дней, по пути в Царево-Займище, второй - учился два с половиной года, 1945-47.
12. А ближе к краю этого здания прикреплён вот такой выразительный плакатик нашего времени.
13. "Гагаринские приметы" тут попадаются почти везде.
14. За речкой - Благовещенский собор (1900).
15. Улочка, ведущая к центральной площади, с уездной малоэтажной застройкой.
16. Выходим на центральную площадь. Она украшена российским флагом и гербом, а также многочисленными городскими флагами, справа и слева.
Современный герб города интересен тем, что сейчас там законодательно закреплена надпись - "Родина первого космонавта". В серебряном поле на лазоревых (голубых, синих) волнах - червленая (красная) барка, нагруженная золотыми мешками.
wikipedia.org
17. Имеется также и существенное отличие от типового российского (украинского) райцентра: вместо неизменного Ленина тут на главной площади возвышается Юрий Гагарин. За ним - городская гостиница "Восток" (имя корабля, на котором Гагарин совершил свой полёт).
18. В другой части 4-угольника площади - местный культурно-развлекательный центр, клуб "Биос".
19. А напротив Гагарина - большая и вкусно пахнущая натуральная ёлка и далее очень нестандартный образец храмовой архитектуры - Казанская церковь (1784). Кстати, все новогодние ёлки, что стояли там на улицах - натуральные, а не тошнотворно-прилизанные искусственные, как мы привыкли в мегаполисах.
20. В то время, когда мы там оказались, как раз случились народные рождественские гуляния, улицы перекрыли.
21. Рождественская композиция, близ храма.
22. Торговали тут и более приземлёнными, но тоже приятными, предметами, типа грудинки и сала.
23. Гагаринские девчонки наблюдают за представлением на площади.
24. Ну а нам надо вон туда, теперь направо.
25. Ещё раз полюбуемся Казанской церковью, и уходим на запад от площади, по улице.
26. Новодел 2000-х.
27. Недавно реновированные формы 1970-х - 1980-х. Сразу вспомнил darriuss-а :)
28. Трехцветный универсам "Москва", где я купил вишневого сока.
29. Местные объявления. Это такая штука, которая очень много может сказать о любом городе и его пульсе, чем он дышит (хоть о Киеве, хоть о Витебске, хоть о Гагарине). Поэтому я всегда их снимаю на камеру, когда попадаются на пути, а потом анализирую.
30. Депрессивным город я бы после осмотра не назвал, новая застройка ведётся и зачастую наступает на старые сельские уголки, с их сносом. Хорошо это, или плохо - вопрос второй, но город живой.
31. Приходим к гагаринским местам. Тут улица снова принимает патриархальный, деревенский вид - застройка деревянными домами, правда, весьма основательными.
* * *
Гагаринские музеи я выношу за скобки, это тема других серий, а сейчас - три кадра с обратного пути, чтобы уж не плодить потом ещё сущностей.
32. Т-34 на Можайском рубеже (Минское шоссе).
33. Придорожный лес после "ледяного дождя" печально согнулся, под тяжестью снега и льда. Думаю, после такого многие деревья погибнут.
34. ИС-3 - если не ошибаюсь, близ развилки на Кубинку.
Продолжение следует.
На Западном направлении:
1. Общий обзор поездки.
2. Музей Задорожного: советский фарфор 1930-х.
3. Феномен Задорожного .
4. Рублёво-Успенская реклама.
5. Путь от Рублёвки до Сколково.
Journal information