Несмотря на величину, музей моря по своей внутренней организации устроен грамотно - залы идут хронологически последовательно: первые мореплаватели, эпоха галер, парусная эпоха, открытие Америки, зал навигационных инструментов, атласы и глобусы, галерея итальянских маринистов, паровая эпоха и т.д. Экспонаты выставлены чрезвычайно наглядно, многие можно потрогать-посидеть-облазить, и в этом сильная сторона итальянского подхода к делу. То есть, в музее очень интересно и детям, примерно от 6-7 лет, и взрослым.
* * *
В один пост всё не уместится - потому что в музее как раз во время моего посещения была ещё и "трансатлантическая" выставка La Merica! - которая достойна отдельного поста. Поэтому здесь будет обзор основного здания музея, исключая трансатлантическую тему (первая половина XX века) и подлодку S-518. Подлодка и трансатлантики пойдут отдельно.
Генуя, Museo del Mare. Галера средневековой эпохи, вид с кормы
2. Снаружи музей выглядит вот так: окруженное новыми стеклянными формами старое здание, стоящее на берегу исторической гавани и вблизи Порта Антико (Старого порта).
3. Карта исторической гавани Генуи, для понимания местоположения.
Цифра 1 - место моего проживания на горе, высоко над ж/д тоннелем и вокзалом Принсипе. 2 - вокзал Принсипе, зажатый меж двух тоннелей, 3 - морвокзал, 4 - собственно Морской музей, о котором и пойдёт рассказ в этом посте. 5 - Аквариум, 6 - подлодка. 7 - обозначен контур Старого Города, сохранившегося в основном с конца XVIII века и ранее.
4. Заходим в фойе. У стены - большая модель одной из каравелл колумбовской мини-флотилии.
5. Если на фойе смотреть с высоты верхнего яруса, то открывается такой вид. Слева - стена исторического здания.
Зарисовки из залов будут очень выборочные, лишь для впечатления - примерно треть из того, что у меня получилось из интересного. Музей огромный, экспонатов море, можно чуть не весь день ходить.
6. На первом этаже сперва идёт тема "мореплавание конкретно в Генуе", карты, планы и т.д. На видном месте висит и портрет самого знаменитого уроженца Генуи - Кристобаля Колона (Христофора Колумба). Правда, за звание "родины Колумба" борется ещё кто-то, однако у Генуи по этому показателю наивысший рейтинг.
7. Далее следует зал с большими моделями всех каравелл колумбовской флотилии образца 1492 года. Можно порассматривать мелкие детали. Кстати, у меня вопрос ко сведущим в том периоде: что это за парные бочонки на палубе? Почему находятся именно там? Они присутствовали на всех судах флотилии, независимо от их величины и примерно на том же месте.
8. Затем идёт зал эпохи галер: всё, что было до парусной эры (каравеллы, каракки, затем галеоны и т.д.). В основном наглядные модели, но есть немного и подлинного, поднятого со дна - например, носовые фигуры галлей.
9. Галерный штатный фонарь (ранее XV века). Сам фонарь высотой примерно 130-140 см, так что очень немаленький и, наверное, тяжёлый.
10. Далее показаны очень выразительные картинки "рабов на галерах" за решётками (темно, не снял) и в следующем зале - сама галера, натурная модель 1:1.
11. Вёсельная галера оказалась довольно крупной сущностью (на глаз - водоизмещением в районе 170-200 тонн), автор стоит справа от борта, для масштаба. Я почему-то представлял себе их меньшими по размеру.
12. Слева от галеры - целый ряд наглядных экспонатов, позволяющих прочувствовать труд "рабов на галерах" и организацию их питания. Вот в этом деле итальянцы - молодцы. Смоделирована тяжесть стандартного весла, скамейка для гребца, поставлено ограничивающее кольцо. Рядом написано, как надо грести, какими движениями. Садишься и начинаешь. Через 2 минуты понимаешь, что как-то не очень. А ведь гребцы мантулили часами, во время похода.
13. Можно сфотографироваться с сокровищами из Америк, подставив своё литсо :)
14. Организация жратвы в ту эпоху. Юморные итальянцы изготовили даже макет крысы :)
15. Натурная модель бочонка для солонины (раньше ведь не была известна технология консервирования).
16. Галера сверху: верхний ряд скамеек для гребцов. Ниже - тоже есть ряды. В серединке - проход для боцмана и надсмотрщиков-бригадиров.
17. Далее переходим в залы парусной эры. Выразительная инсталляция эпохи XVI века.
18. Рай для картографов и любителей карт: целый зал старинных глобусов и атласов XVI-XVIII веков.
19. Впервые в жизни увидел подлинный экземпляр Атласа Меркатора 1633 года. Жаль, под стеклом - полистать бы тогдашнюю полиграфию.
20. Затем следует зал кораблестроения: коллекции инструментов, оборудования, макеты верфей, рассказывается, как строились парусные суда. На фото - мастер на верфи XVII века.
21. По аналогии с триремой - натурная модель 1:1 небольшой бригантины каботажного плавания, лишённой мачт и части такелажа. Она поменьше триремы, примерно 40-50 тонн водоизмещения.
22. На неё можно забраться, походить-потрогать и заглянуть в разные окошки.
23. Внутреннее помещение (снимок через стекло). Не знаю уж, насколько точно воссозданное.
24. ...и порулить штурвалом.
25. Далее - шикарный зал навигации, набитый шкафами с разными приборами XVIII - начала XX века, начиная от компасов и кончая мне совершенно неизвестными.
26. Хронометр 1941 года и компас XIX-го века. Компасов разных стилей там не менее полутора десятков.
27. Секстан(т) конца XIX века.
28. А вот это я вообще не понял, что сие есть. Но выглядит дорого и солидно. Знатоки темы, пишите!
29. Итальянская медаль времен Виктора-Эмануила.
30. Зал паровой эпохи пока пропускаем (напишу отдельно), галерею художников-маринистов тоже (не снимал), и подымаемся на последний ярус. Находчивые итальянцы соорудили там специальный зал-прелюдию к посещению подлодки S-518. Предполагается, что посетитель, заинтригованный увиденным, проникнется, затем пойдёт вниз и купит билет и на подлодку, если не взял единый билет.
31. Перископ типа "как настоящий", вокруг всё муляжи. Смотришь в перископ - там смоделирован идущий мимо транспорт, этаким мини-фильмиком. Смотришь, смотришь - и уже через полминуты очень хочется задействовать торпедные аппараты! Просто руки чешутся! :-)
32. Можно сесть за виртуальную клавиатуру и путем проб и ошибок напечатать себе пропуск на базу ПЛ, со своей фамилией. У меня вышло только с шестой попытки :-)
33. Есть мониторы, которые наглядно показывают и рассказывают устройство лодки и её отсеков. Сама эта лодка стоит внизу в гавани.
34. На плоской крыше - небольшая площадка для отдыха и променада, с видами города через стекло.
35. В день посещения, увы, была противная морось и пасмурно. Генуя через стекло была блёклой и мрачноватой. Увы :-)
В следующей серии - трансатлантическая выставка, из этого же музея.
Продолжение следует.
Макаронный анабасис:
0. Общий обзор
1. Переход через Альпы
2. Вокзал Милан-Чентрале: обзор снаружи
3. Столовая локомотивного депо Милан-1
4. Вокзал Милан-Чентрале изнутри и поезда
5. Миланский колорит, пунктиром
6. Миланское метро
7. Миланский трамвай
8. Милан. Технический музей им. да Винчи
9. Повседневные итальянцы
10. Из Милана в Геную по железной дороге
Journal information