Почему он стал невкусным?
Потребители отказываются от плиток и конфет потому, что они стали невкусными. Достаточно продегустировать две шоколадки одной марки - одну российского производства, другую европейского. Разница удивительная. И не в нашу, разумеется, пользу. Истоки этого "неравенства" следует искать в прошлом.
- В Советском Союзе почти каждая кондитерская фабрика имела оборудование по переработке какао-бобов, у некоторых даже стояли агрегаты по их обжарке. Сейчас все производители покупают уже готовое сырье, - поясняет соучредитель компании "Шоколатье" Сергей Кадочников.
Производители не хотят зависеть от политической нестабильности в экзотических странах, возможного неурожая, поэтому разрабатывают технологии, позволяющие делать из дешевого растительного сырья аналог дорогого (первыми это начали делать крупные иностранные компании, которые в 90-х годах прошлого века пришли на российский рынок).
Ведь как делается "основа" для шоколада? Бобы какао обжаривают и выжимают из них масло - оно придает шоколаду нежность. Остается жмых - он перемалывается в какао-порошок, благодаря которому плитка имеет шоколадную горечь. В результате этого разделения, жмыха получается гораздо больше, чем масла. Поэтому цена на натуральное масло какао всегда высокая.
Что делают многие производители? С помощью химических реакций преобразуют более дешевые растительные масла в заменители и эквиваленты масла какао. По европейским нормам заменять какао-масло в шоколаде на другие жиры можно, но не более чем на 5%. В России этот показатель может доходить до 100%. По некоторым оценкам, на наших прилавках более 70% продукции с такой "начинкой", - говорит Кадочников.
Другой способ "сэкономить" на потребителе - "подсадить" его на молочный шоколад. Эта продукция не слишком традиционна для россиян. Но фабрики ее усиленно навязывают - в темном шоколаде содержание какао-продуктов - от 60%, в молочном - от 30% (его место "занимает" дешевое сухое молоко). Коммерческая выгода налицо. Но какой бы шоколад ни был, он не может продаваться по 30-40 рублей, подытоживают эксперты. Потому что это - стоимость одного только какао-сырья.
Что могу сказать по поводу прочитанного?
Во-первых, с "образцовой Европой" корреспондент погорячился. В стандартном немецком, итальянском, чешском, польском магазине на 80% продаётся такой же говношоколад, как и в российском гипере. Глобализация-с. Исключений не очень много (правда, в Швейцарии не бывал, зато от Бельгии до Эстонии обстановку неплохо представляю): по-настоящему вкусное шоколадное пока ещё можно купить, к примеру, в латвийских магазинах или в бельгийских лавках "ручного" шоколада. Но бельгийский - имеет совсем иную, не стандартную цену, и к тому же довольно высокую жирность. Также много натурального продукта в Белоруссии. Но это не совсем "Европа", и качество белорусского продукта наследует советскому по той простой причине, что туда пока не докатилась эпидемия глобализации и связанных с этим поглощений и покупок пищевых производств транснациональными корпорациями. Условно говоря, белорусская фабрика в лукашенковской системе работает "не совсем на прибыль", система её мотиваций несколько иная - она работает на "удовлетворение спроса населения" в своей полуизолированной системе и может получить свои деньги и выжить, не меняя "устаревшие" технологии.
Во-вторых, падение качества и химизация шоколада по сравнению со стандартным продуктом образца, скажем, 1981 года - на мой вкус, ни в каком подтверждении не нуждается. То есть, "Чародейка" или "Кара-Кум" начала 80-х и нынешняя шоколадная конфета с таким же точно названием - это два разных продукта. Я понимаю, что подросшие "дети 90-х" данной разницы не чувствуют, поскольку им просто не с чем сравнивать, но для моего поколения, заставшего СССР в сознательном возрасте - разница в качестве совершенно очевидна.
Journal information