Итак, давайте сейчас плюнем на разную текучку, перенесёмся на 100 лет назад, соберём старый объёмный чемодан, заберем с собой всех домашних, закроем тесную каморку в старом доме и побредём на пристань генуэзского морвокзала. Там нас ждёт, уже под парами, немецкий "Кёниг Альберт", немудрящая корабельная еда, а перед этим - паспортный контроль и медосмотр. Наша цель - добраться до вожделенного Нью-Йорка и начать новую жизнь.
Почему немецкий лайнер? Потому что итальянцы и французы берут дороже за билет, не говоря уж о британцах из White Star Line. Так что бедный генуэзец поедет в Америку к новой жизни бременским "Норддойчером" - он экономит деньги, а семья с собой ох, большая...
2. Трансатлантическая выставка в морском музее - это самая главная его фишка, как мне показалось. Находчивые и креативные итальянцы нашли потрясающе впечатлительную форму общения со зрителем: они играют с ним в игру. В натуральную многоэтапную игру, только не с детьми, а со всеми - и со взрослыми тоже. Вот у этого входа приходящему "продают" билеты на пароход и "раздают" итальянские паспорта образца 1910 года.
Честно сознаюсь: я у входа на этот "остров Эллис" сперва испугался, что придётся опять платить - а ведь накануне внизу мы отдали по 26 евро на лицо за интегрированный билет :) Думаю, вот жлобы, а! Но улыбчивый чувак на входе выдал нам билеты и паспорта, успокоив "free! free! welcome to the new world!". Ну ладно... взяли мы свои документы, не совсем ещё понимая, нафига нам они, и пошли в чертоги за входом...)
3. Сперва на "острове Эллис" выставка плакатов, документов и книг по трансатлантическим рейсам 1890-1925 гг. А также всякой маринистики, парусной и стальной. Ходишь, смотришь, проникаешься перед следующим этапом...
4. Вот ещё плакат начала века, но уже итальянского перевозчика из Неаполя.
5. Картина с величаво идущим мимо лигурийского берега лайнером "Дойчланд". Как я понял, немцы тогда активно окучивали Италию - и политически, и экономически.
6. Живописные фото посадки на лайнер итальянских эмигрантов начала XX века, и обеда в кают-компании IV класса.
7. Причалы генуэзского морвокзала, открытка 1910 г. К слову, мы жили примерно в 10-15 минутах пешком от этого вида.
8. После осмотра исторических артефактов посетителя ждёт зал паспортного контроля и карантинный зал.
9. Вот тут, в окошке (где светится красным), нужно натурально (!) пропечатать врученный тебе на входе паспорт выездной визой. Интересно придумали! :-)
10. И вот когда засунешь свой паспорт, человек на экране приходит в движение, сосредоточенно штампует твой паспорт, дотошно проверяет данные... и вот твой документ выплевывается обратно, но уже с пограничным штампом! Можно идти дальше :)
11. Проходим осмотр в следующей каморке, а теперь нужно идти на пристань с вещами, к своему судну.
12. Игра продолжается: с пропечатанным паспортом и билетом нужно подняться на борт корабля и идти в свои каюты. Да-да, именно так: итальянцы вместо витрин и экспонатов соорудили двухпалубную модель части лайнера с каютами и всем прочим антуражем - как бы часть реального "Кениг Альберта", где нам предстоит провести пять-шесть суток до Америки.
13. Поднимаемся на борт. Рядом - наглядная картинка лайнера в разрезе: 70% помещений отдано I и II классам, а III и IV классам - только 30%, но зато там едет примерно 80% от числа всех пассажиров. Нам туда, в низшие классы - ведь мы же эмигранты, навсегда покидающие Геную и направляющиеся к новой жизни в Нью-Йорк.
14. Поднимаемся, проходим к своим каютам. Свои вещи нужно сложить вот тут, в багажном предбаннике.
15. А вот и каюта, IV класс. Она 20-местная, со своим умывальным помещением и сортирами. Каюта мужская, в IV классе было строгое разделение на пол.
16. Можно сесть, посидеть. Прочувствовать (сложены вещи той эпохи). И даже полежать, но только не с ногами :) А за стенкой урчат двигатели - каюты внизу, они недалеко от них.
17. Зайдём в гальюн, умоемся. Из каюты сюда ведёт широкая дверь.
18. Через коридорчик проходим в женскую каюту, тоже 20-местную. Тут вообще готично: смоделирован ночной свет, развешено сушащееся нижнее женское бельё начала века, детские вещи. Реалистично до жути: так и кажется, что вот сейчас рядом заплачет какой-нибудь младенец, и мама-итальянка начнёт его успокаивать.
19. Ладно, выйдем в коридорчик. Сильно уж там реалистично, хорошего помаленьку.
20. За каютами - небольшая столовая этого класса. Простые столы без изысков, на них расставлена старая посуда. Можно сесть, налить чаю (что и делает на фото автор поста).
21. Если сел на пароход с какой-нибудь заразой - то тебе сюда. Инфекционный изолятор.
22. Подымаемся на палубу III класса.
23. Осмотрим, что тут.
24. Судовая амбулатория для пассажиров III и IV класса.
25. Каюта III класса (4-6 местная, 2 яруса). Тут уже не так печально, как на предыдущей палубе :-)
26. Каюта II класса. Тут ещё лучше, и умывальник уже собственный :)
27. Машинный телеграф с итальянскими надписями.
28. Ну и наконец, посмотрим, как обедает цивилизованная публика (примерно 10-12% пассажиров этого парохода).
29. Сервировка стола.
30. Леди из I класса сделана тоже весьма реалистично. Итальянцы - большие придумщики :-)
31. Ну вот, дошли до выхода с нашего лайнера. Нью-Йорк.
Сейчас - карантин, затем проверка паспорта, а потом... Вперед, итальянец, ступай на благословенную землю, тебя ждёт неизведанный Новый Мир!
Тебе будет трудно, конечно, но зато твоим деткам, которым сейчас 5-7 лет, будет хорошо, лет этак через 15-17: они обзаведутся современнейшим автоматическим оружием, сядут в лакированные чёрные "Паккарды" с мягкими салонами и будут успешно трогать за вымя добропорядочных американцев. И твоя генуэзская фамилия - Дженовезе - будет очень уважаемой! Многих, правда, подстрелят всякие полицейские, но это уже мелочи жизни!
32. Статуя Свободы ждёт вас, господа! Спасибо, что воспользовались нашим лайнером для путешествия!
Ну что же, трансатлантический десерт вы отведали - надеюсь, понравилось! Для меня в эмоциональном плане было очень впечатлительно: не просто музей, но реалистичное погружение в иную действительность, с мелкими бытовыми деталями. Вот чем сильны итальянцы - так это тем, как они умеют вызывать эмоции.
А "на мороженое" у нас ещё остаются внутренности и внешности итальянской подводной лодки S518 :-)
Продолжение следует.
Макаронный анабасис:
0. Общий обзор
1. Переход через Альпы
2. Вокзал Милан-Чентрале: обзор снаружи
3. Столовая локомотивного депо Милан-1
4. Вокзал Милан-Чентрале изнутри и поезда
5. Миланский колорит, пунктиром
6. Миланское метро
7. Миланский трамвай
8. Милан. Технический музей им. да Винчи
9. Повседневные итальянцы
10. Из Милана в Геную по железной дороге
11. Генуя. Морской музей
Journal information