*Даурия - имеется в виду не населенный пункт, а историческая область. Она простирается от юго-восточных берегов Байкала до реки Аргунь и Монголии, то есть захватывает наиболее населённые части нынешних Бурятии и Читинской области. До 1858 года в Даурию включалась также северо-западная часть собственно Маньчжурии, прилегающая к бассейну Аргуни и Амура.
1918-1919. Даурия.
Традиционно, если какие-то пейзажи, детали, приметы узнаете, то пишите в комменты для уточнения. Поехали! :-)
2. Какой-то прижелезнодорожный посёлок. Справа на фото - тот же герой, что и на фото №1, заглавном :-)
3. Забайкальский дилижанс с печкой :-)
4. Группа местных жителей в посёлке на линии КВЖД.
5. Кафе-Кондитерская Букреева. Сделан снимок во Владивостоке, продолжение ракурса см. на снимке 11.
6. Забайкальские казаки. Возможно, командиры обьезжают своё подразделение на построении. Зима.
7. Двое казачьих командиров, поближе (см. снимок 6).
8. Изба "Дамского портного А-Ню". Портной А-Ню может быть китайцем или корейцем, обшивающим русское население, а вот населенный пункт совершенно непонятен: он мог быть и на русской части линии до Читы, и на китайской, западней ст.Маньчжурия.
9. Китаец-торговец. Что он там продает, не очень понятно: вроде бы стоит мешочек с семечками, откуда немного виден мерный стакан. А вот что это за крупные "яблоки"? Яблоки? Или что-то другое? В мешочках слева, возможно, лесные орехи. За китайцем - декоративный коврик "под часы".
10. Группа людей на телеге. Судя по строениям, это город или немаленькая станция.
11. На улицах Владивостока.
12. Атаман Калмыков со своими уссурийцами и союзные офицеры. Кто справа и слева от офицера в центре? Слева - американец? А справа кто с пилоткой?
Даурия окончена, а теперь - город Хайлар, узловая станция на КВЖД (фото 13-21, так атрибутировал американец).
13. Русский прижелезнодорожный посёлок в линии отчуждения дороги. Немаленький, надо сказать. От стандартного забайкальского он отличается тем, что дома выполнены по типовому проекту и они из камня, а не деревянные. Вот где-то тут (а возможно даже, и в каком-то из домов на фото) и жил мой прадед Степан Сергеевич. Это фото 1918-го, а он уехал обратно в Россию в 1912-м, когда скопил денег на дом и женился во второй раз, но вряд ли посёлок сильно изменился - потому что основная динамика строительства инфраструктуры на КВЖД произошла в 1899 - 1914 гг.
14. Посмотрим чуть подробнее фрагмент фото 13: на фоне типовых домов видны капитальные каменные здания (справа, возможно, поселковая школа или администрация отделения линии) и виднеется маковка церкви, наверное, деревянной. Угадываются и стандартные сибирские вспомогательные постройки: тепляки, бани, стайки. Народ, служивший на КВЖД, жил (относительно России, особенно западной) достаточно обеспеченно: мой дед мне рассказывал в 1980-е (со слов прадеда), что капитальный дом для проживания им предоставляла дорога, школу для детей работников тоже содержала дорога, а у них была домработница-китаянка - т.е. доходы дорожного мастера позволяли и содержать семью, и держать для хозработ домработницу. У прадеда был даже такой предмет, как серебряные часы на цепочке с персональной гравировкой: по меркам пензенской деревни, откуда он 19-летним парнем завербовался на КВЖД, это было совершенно немыслимой роскошью. Теперь, детям XXI века, это может показаться забавным, но в те времена были иная шкала ценностей.
Сейчас, наверное, этого всего нет: прошло уже больше 90 лет. Но, может, какие-то отдельные большие капитальные строения и сохранились. Кто его знает...
15. Хайлар, центр городка. Вывески русские, старой орфографии.
16. Наказанный за провинность китаец (носит на шее вот такую колодку, видимо деревянную).
17. Стоянка в окружении верблюдов.
18. Абориген поднимает верблюда. Вдалеке - юрты.
19.
[в комментах уверяют, что военнослужащий - китаец, как на фото 21]
20. На одной из улиц Хайлара.
21. Китайские вояки в Хайларе, видимо, в расположении своих казарм на построении.
Теперь "просто" Маньчжурия, без привязки к Хайлару.
22. Китаянки низшего сословия. Возможно, стирают (прачки).
23. Явно вход в магазин (в окне виден хозяйственный ассортимент), у входа старый маньчжур.
24. Монументальный вокзал станции Маньчжурия (Маньчжоу-ли), одной из главных станций Китайско-Восточной ж.д. Это были ворота в Маньчжурию - после станции Мациевская заканчивался русский отрезок и начинался китайский, который шёл через Харбин до ст. Пограничная в Приморье.
Исходники фото (сайт Duke University Library)
Ну вот, остается показать чисто железнодорожные фото, на сладкое, там тоже есть много интересного.
Приятного просмотра :-)
Journal information