Я же предлагаю вместе со мной походить по реальному Вильнюсу, привокзальному и завокзальному - по кварталам и улочкам, не отступая дальше 400-500 м от линии железной дороги Петербург - Варшава, проложенной когда-то империей через Вильну. Прогулка будет состоять из двух частей; здесь - рассказ о "ближнем" круге моего похода. В этот раз литовскую столицу я посетил транзитом по пути в Италию.
Вильнюсский ж/д вокзал (послевоенный сталинский, заново отстроенный после грандиозного взрыва 16.01.1945)
2. Начинаем наш поход с привокзальной площади, где троллейбусный круг. На заднем плане - новый послевоенный вокзал, отстроенный после сильнейшего взрыва 16 января 1945 года (на воинском эшелоне №984 Тарнополь - Шяуляй) в стиле сталианс.
Подробней о взрыве можно почитать у Шамана и вот на этом форуме.
3. Сдаём вещи. В автоячейках есть и русский язык в меню, однако за 20 лет независимости его знание у местных, как видите, заметно ухудшилось. "Шкафчик" вместо "ячейка", "копонна", "чтобы взять свои багажи" и так далее. Но ладно. Сдали, и уходим налегке :-)
4. Сейчас мы уходим троллейбусной улочкой к "яйцу", которое находится недалеко от вокзала (метров 500 по прямой).
5. Вот оно, это "яйцо". Во все свои приезды я постоянно проходил мимо него - тут лежит один из путей от вокзала к Центру (просп. Гедимина) и Старому Городу. И только в этот раз мне пришло в голову не в очередной раз смотреть центра, а спокойно погулять по дворам и закоулкам "за яйцом", в этой части города, прилегающей к вокзалу.
6. Итак, уходим не в сторону центра, а заворачиваем резко влево, продвигаясь затем дворами к вокзалу. Нас встречает вот такой готичный пейзаж.
7. Приближаемся и проходим этим проездом.
8. Дворик с антуражем в виде "труб", как у парохода. А может, и не антураж :-)
9. Вообще, контрасты в виде блестящих новых труб на фоне обшарпанных старых фасадов в литовской столице любят.
10. Пробираемся аркой в следующий дворик.
11. В привокзальном Вильнюсе довольно много таких нагромождений времени: смотрите, тут и 4-этажный дореволюционный дом, и какие-то более старые постройки, к нему примыкающие. А слева - может быть даже и недовосстановленные последствия взрыва 16.01.1945. Вон, видите, как необточенный зуб слева? Хотя, может, это и не так.
12. Выбираемся к вокзалу, поднимаясь по лесенке. На заднем плане - нарядный дом на красной линии одной из улиц.
13. Проходим через автовокзал, что напротив собственно вокзала, и поднимаемся сбоку на пешеходный виадук. Это - вид на вокзал (слева), у вокзала стоит пригородный 2-этажный поезд, а прямо перед нами - спуск на "местную" платформу, используемую для литовско-прибалтийских поездов без таможенного контроля. А правее, за заборчиком, стоит транзитный российский (или, скорей, белорусский - судя по синему цвету вагонов) поезд - в "таможенной зоне", куда просто так не пройти.
14. Вид на "варшавскую" сторону ж/д узла. Там депо и за ним мощная каменная водонапорная башня (тут не видна).
15. Идём по виадуку на завокзальную сторону. На платформу №5 (транзитно-международную) спуститься нельзя, она закрыта мощным металлическим щитом. Литовцы выделили её для российско-белорусского-украинского транзитного сообщения с Калининградом и огородили везде забором.
16. Взгляд с виадука вниз, на транзитную платформу, где как раз стоит поезд. По расписанию, если считать только поезда дальнего следования, через Вильнюс проходит примерно 80% транзитных и только 20% местных и прибалтийских поездов. Сообщения на Варшаву нет, т.к. прямая линия проходит через белорусское Гродно, и ничего нет на Ригу (через Даугавпилс). То есть, если бы не было транзита, вокзал бы лишился примерно двух третей трафика (если плюсовать и пригородное сообщение). Вдалеке справа чуть виден паровоз-памятник Л, который я вам показывал весной 2009 года.
17. Проходим виадук, и начинается завокзальная слобода, которая носит совсем патриархальный вид. Тут тихо, и что интересно - русская речь в магазинах преобладает.
18. Улица упирается в православный храм, довольно большой, который сейчас на ремонте или реконструкции. Уходим влево.
19. Тут много деревянных домов, которые составляют больше половины застройки слободы.
20. Вот ещё. Дома самые разные, но что интересно - совсем без ставень, как на Русском Севере или за Уралом.
21. Проходим параллельно ж/д, и у той каменной 2-этажки будем спускаться влево, к линии, по очень скользкой и крутой дорожке.
22. Смешанный деревянно-каменный жилой дом.
23. Теперь спускаемся вниз, к линии (вдали виден кусочек вокзала, розовый такой).
24. Нагромождения деревянных домов.
25. А это уже каменный. Время постройки не определил, даже приблизительно.
26. Ещё один дом, напротив - видимо, послевоенный сталинского времени, а то и хрущёвского. Улица идёт дальше вдоль линии, и можно, наверное, по ней прийти прямо к кладбищу Росса (Расу). Как-то, года полтора назад, я писал рассказ про это польское кладбище, где похоронено сердце Пилсудского и его мать. Кому интересно - заходите, читайте.
27. Детки катаются с горки.
28. Ну вот. Петля замкнулась, и мы вновь вышли к виадуку, с завокзальной его стороны.
29. Посмотрим ещё раз в сторону депо.
29а. А вчера (так интересно совпало) Шаман выложил этот же ракурс, но 100 с лишним лет назад. Сравните :-)
30. Привокзальные служебные постройки.
31. И, в заключение, посмотрим прямо с виадука на Вильнюс. Вдали слева - видна телебашня в Каролинишки, высотой 326 метров, построенная в 1980 году. Да-да, та самая, прославившаяся 13 января 1991 года. Зиккурат правее башни - тоже весьма колоритен :)
Следующей частью будет "дальний круг", который пройдёт уже целиком по той стороне, где центр. Посмотрим Управление литовских ж/д, и ещё много интересного, но не заходя в Старый Город и не подходя к просп. Гедимина.
Продолжение следует.
Все части "Макаронного Анабасиса"
Journal information