Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Аэрофотосьемка Ленинграда немцами. 1939 и 1941 г.

Продолжение к посту с вопросами по дешифровке аэрофотосъемке Ленинграда.
Спасибо всем знатокам, принявшим участие. А теперь - выжимка того, что получается как текст к снимкам (часть военно-фортификационных комментариев не включена, но осталась описательная и картографическая часть). Ленинградцев и любителей истории Ленинграда (военные и предвоенные годы) прошу посмотреть/прочитать наше крео и указать в комментах, если мы где-то ошиблись или что-то не так истолковано. Или есть что добавить к каким-то снимкам.
В этом посте - снимки 1939 и 1941, а следующая, вторая часть, будет посвящена 1942-43 гг.


1939 год.

1. Кировский район. 15 августа 1939 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 330 градусов.
Застройка формирующегося района Автово к западу от пр. Стачек носит преимущественно коттеджный характер. Перспективная планировка микрорайона к востоку от пр. Стачек, застраиваемого многоэтажными зданиями, сохранилась и в послевоенный период. Из 7 трамвайных «колец», попавших на этот снимок, до конца ХХ века в неизменных местах останутся только 2: «Турухтанные острова» и «Площадь Стачек».


2. Северная часть Приморского района. Кировские острова. 15 августа 1939 г.
В жилых кварталах севернее Большой Невки, в Новой и Старой деревнях сохраняется премущественно малоэтажная индивидуальная и барачная застройка в пределах планировки, сложившейся к началу ХХ века. На Крестовском острове полностью сформирован Крестовский жилмассив, ведётся сооружение квартала к востоку от р. Чухонки (севернее Батарейной дороги) – на планах конца 1930-х гг. не отображался. Ещё одно несоответствие фиксационных планов 1939-1940 гг. и ситуации на снимке – расположение трамвайного кольца, которое явно читается петлёй на площади у смыкания Константиновского и Белосельского проспектов. Из планов следовало, что трамваи якобы оборачивались по более длинному периметру вокруг примыкающего квартала. Холм и сооружения стадиона им. С. М. Кирова (начат в 1932 г.) выглядят практически законченными.


3. Парковая зона г. Пушкина. София, Царскосельский аэродром. 15 августа 1939 г.
Очевидно, самолёт-шпион прошёл над Пушкиным в районе полудня: сооружения и растительность практически не отбрасывают теней, благодаря чему очень чётко читается планировка не только застройки, но и дорожек в парках. Хорошо видны Баболовский парк и дворец, сооружения Александровского и Фермского парков, сильно пострадавшие в годы войны и впоследствии не до конца восстановленные. Территория самого Пушкина на исходный снимок вошла не полностью; объектом интереса фотографа здесь был явно не город, а пушкинский аэродром (левый нижний угол снимка). Царскосельский аэродром был построен в 1911 г. в рамках мероприятий авиационной недели Царскосельской юбилейной выставки. Судя по содержащемуся в архиве этой аэрофотосессии отчёту, Пушкин был самой южной точкой полётного задания.


4. Петергоф. Александрия, Александрийский парк. 15 августа 1939 г. Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 330 градусов.
К юго-западу от Ленинграда заданием были предположительно съёмки подходов к городу. Несмотря на близость к трассе полёта, Ораниенбаум не попал ни на один из досупных кадров, Петергоф попал только частично. На этом снимке – кварталы, прилегающие к станции «Новый Петегроф», и восточные предместья города. В прибрежной зоне парка Александрия виден сильно пострадавший в годы войны комплекс сооружений Нижней дачи с пирсом. В районе дворца «Коттедж» в 1929 году были установлены музеефицированные вагоны поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией». В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. Этот поезд-музей упоминался во всех предвоенных путеводителях и, видимо, был полностью уничтожен в войну. Вдоль южной обочины шоссе, ведущего в Ленинград, читается полоса отчуждения насыпи так и не достроенной демонтированной ветки Оранэла.


5. Стрельна. 15 августа 1939 г.
Один из немногих крупных населённых пунктов вокруг Ленинграда, который попал в зону съёмки практически полностью. Константиновский дворец и парк после революции не музеефицировался, здесь размещались детские учреждения. Очевидно, в связи с этим территория изначально пейзажного парка выглядит с воздуха более запущенной, чем ландшафтная Александрия в Петегрофе. Хорошо различима насыпь Оранэла (без мостов), соединяющая действующую трамвайную линию с линией Балтийской железной дороги – при том, что действующий участок идёт далее на запад вдоль южной кромки шоссе и заканчивается у бывшего дворца князя А. Д. Львова.


6. Кронштадт. 15 августа 1939 г.
Съемка острова Котлин производилась в 2 захода, утром и после полудня, и охватила всю территорию острова без крайней восточной оконечности. Снимок – одно из немногих, зато наглядное документальное свидетельство наличия на острове развитой железнодорожной сети. В самом Кронштадте станция находилась к западу от ул. Зосимова, в месте примыкания к ней Андреевской ул.


1941 год.

7. Авиагородок и аэропорт «Шоссейная». 26 июня 1941 г.
Строительство аэропорта и жилого городка началось в 1931 году. Кроме самого аэродрома и аэровокзала, к началу 1940-х были построены несколько жилых домов и социально-культурные объекты. В годы войны практически все сооружения довоенного Авиагородка были разрушены. Местоположение лётного поля обозначают «ёлочки» - стоянки самолётов в левом нижнем углу снимка. Взлётно-посадочная полоса находится чуть выше.


Аэрофотосъёмка Ленинграда и пригородов 1941-1943 гг.
В отличие от трофейных съёмок 1939 г. и первых дней войны июня 1941-го, эти изображения – уже не совсем фотографии. Почти на каждом из них видны следы работы топографов-дешифровщиков. Даже на снимках, не превращённых в фотокарты, дополнительно прочерчены (соскоблена эмульсия или, наоборот, нанесён аккуратный слой ретуши) многие дороги, военно-инженерные сооружения, береговая линия рек и водоёмов. Из-за этого выглядят «наезженными» даже те пути вблизи линии фронта, даже предположить функционирование которых в 1941-1943 гг. – невозможно. Тем не менее, эти снимки не теряют ни капли своего уникального документализма. По сути, это – единственные подлинные свидетельства максимального развития предвоенного Ленинграда и, конечно же, бесценный материал для военных историков.

8. Участок Петергофского шоссе от ж/д станции Автово до поворота на Красное Село. 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 45 градусов.
Группы каменных домов пока ещё не носят заметных следов разрушений, хотя наверняка что-то оказалось скрытым снегом. Сохранились дома и различима планировка созданных в 1930-х гг. и полностью уничтоженный в войну рабочих посёлков при станции Автово, совхоза Предпортовый и Дачное (пос. III Интернационала). В послевоенные годы из различимых на снимке зданий были отстроены в пределах прежних фундаментов только часть корпусов трамвайного парка в Княжево и здания бывшей психиатрической лечебницы им. Огюста Анри Фореля (с 1931 г.; ранее – больница Всех Скорбящих, ещё ранее – усадьба Г. А. Потёмкина, дача К. Е. Сиверса; совр. «Кировский городок», пр. Стачек №№ 144-160 – читаются по центру снимка). Станция Дачное в 1931 г. также была переименована в Форель; это название не прижилось, хотя в предвоенное время среди местных жителей бытовал топоним местности - Форель.
Отчётливо читается расчищенным подъездной путь к трамвайному парку, хотя сама Стрельнинская линия, регулярное движение по которой прекратилось ещё в сентябре, выглядит безжизненной. Севернее (правее) трамвайного парка расположилась оборонительная артиллерийская батарея; читаются ходы сообщения и проволочные препятствия. По всему полю снимков читается расположение артиллерйских (одиночные «цепочки» из тёмных пятен) и зенитно-артиллерийских (парные «цепочки» или фигуры, напоминающие олимпийские кольца) батарей. Рваные тёмные пятна – воронки от артиллерийского обстрела, на снегу видны следы выброса грунта неровной формы. Перед воронками читаются фрагменты окопов.


9. Московское шоссе от линии Окружной ж/д до Дома Советов с прилегающими районами, 16 ноября 1941 г.
Всё, что успели построить вдоль Московского шоссе, современного Московского проспекта, до начала войны – включая Дом Советов. Наибольший размах строительство успело получить в кварталах, прилегающих к заводу «Электросила». След Лиговского канала (водная преграда) поднят дешифровщиком, отмечающим акценты на местности. Железные дороги бездействуют, насыпи занесены снегом. Трамвайные пути на конечной «Благодатная улица», самой Благодатной ул. и севернее по шоссе и Международному пр. – расчищены, угадываются контуры вагонов. Следы относительно интенсивного движения автотранспорта – только на Московском шоссе.
Ломаные линии на снегу – ходы сообщения между оборонительными валами, наиболее вероятно – окопы для пехоты (одна точка с расходящимися тропинками – окоп на одно отделение). Интенсивный тёмный цвет отдельных линий может быть как устройством ложных ходов сообщения с отсыпкой сажей, так и результатом работы дешифровщика. Большое количество оборонительных сооружений на территории, прилегающей к станции «Корпусное шоссе» с запада (бывший аэродром, эксплуатация прекращеная после ввода в строй «Шоссейной», на дату снимка - заброшен), обусловлено её равнинным и сухим характером, потенциально удобным для ведения наступательных действий. Чётко виден противотанковый ров по незастроенной местности и не менее 3 групп заграждений на Московском шоссе. С южной стороны от виадука Окружной железной дороги, вплотную к линии – баррикада с контрольно-пропускным пунктом и проездом только по оси проспекта (по линии трамвайных путей).


10. Район к югу от Волково между линиями Витебской и московской железных дорог, 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 30 градусов.
Относительно малозастроенная территория южных промышленно-хозяйственных предместий Ленинграда, сразу с несколькими крупными железнодорожными товарными станциями (Витебская-Сортировочная, Волково, Витебская-Товарная, Сортировочная Московская). Многие из их путей заняты стоящими поездами. Большая часть рельсов занесена, однако отдельные участки выглядят расчищенными. Разрушения построек пока не носят массового характера; сохранилось множество деревянных зданий. Здесь проходила самая ближняя к городу линия его обороны. Через весь снимок проходит изогнутая для ведения флангового и косоприцельного огня линия противотанкового рва. Южнее условных линий окраинных кварталов расположились позиции полевой и зенитной артиллерии, многие ходы сообщения замаскированы вписыванием в местность: идут вдоль огородов, дорог и т.д. Вблизи батарей – наибольшее число воронок разрывов от вражеских обстрелов и бомбёжек.

Большое фото по клику (2142*2133)

11. Устье реки Ижора, п. Усть-Ижора, 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 30 градусов.
Устье реки Ижоры стало перевалочным пунктом по сплаву леса в Петербург ещё в начале XVIII века, вдоль неё и в излучине рек Ижоры, Большой и Поповой Ижорок находились обширные и хорошо читаемые на снимке склады промышленной древесины. Вдоль Невы читается транспортным путём старый Шлиссельбургский тракт с мостом, который был разушен в войну и восстановлен много лет спустя в качестве только пешеходного.
Вдоль берегов Ижоры проходил один из ближайших к линии фронта рубеж обороны Ленинграда, здесь было устроено множество оборонительных сооружений – в связи с чем, очевидно, результаты работы немецкого дешифровщика видны здесь в значительно большем объёме, нежели на иных снимках. Во многих местах «поднят рельеф» - выделены характерные элементы местности, прорисованы безрельсовые дороги и берега рек. Многочисленные чёрные точки на снегу – подпалины от взрывов.


12. Город Колпино, 16 ноября 1941 г.
Изображение повёрнуто относительно оси «север-юг» на ~ 15 градусов.
К 1944 году из 2183 домов предвоенной застройки города сохранилось только 327. Из различимых на этом снимке крупных зданий в послевоенной планировке Колпина были восстановлены лишь отдельные вдоль пр. Ленина и ул. Труда. Наряду с Ленинградом, город оказался ещё одним крупным населённым пунктом на левобережье Невы, не занятом гитлеровцами. Линия фронта проходила отсюда не более, чем в 5 километрах. По южным окраинам Колпина прошла передовая линия обороны Ленинграда; на снимке хорошо видна линия противотанкового рва, окопы и позиции орудий. Разрушения в самом городе ещё не очень заметны, множество следов от взрывов читаются вблизи железнодорожной станции и на льду Ижорского пруда.


2-я часть подборки (1942 и 1943)
Tags: Питер, анализ, блокада, военная история, рабочее
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments