Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Аэрофотосьемка Ленинграда немцами. 1942 и 1943 г.

Окончание поста с комментированными снимками военного Ленинграда.
Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы. Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво.
Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат.



1942 год.

13. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки.
Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. позволяет отчётливо представить объём разрушений в городе: в южной части, в районах индивидуальной застройки, осталось уже не более четверти зданий, а рабочий посёлок в районе современных ул. Красных Партизан/Танкистов уничтожен практически полностью. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.: треугольники – пулемётные точки (в т. ч. пулемёты были установлены на водонапорных башнях, о чём свидетельтсвуют изображённые там треугольники); отрезки с двумя загибами по краям – позиции батарей. Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий (кружок с тремя линиями).


14. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г.
Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината (фабрики «Изоплит»): светлые полосы в правой нижней части фото – непосредственно торфоразработки, левее (западнее) – заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог – плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги – противотанковый ров. «Рваные» края – брустверы, выброшенный наружу грунт. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке – предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.


15. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г.
Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы – преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг.; из значимых послевоенных изменений – перенос трамвайной линии в районе р. Мурзинки (северо-западная часть снимка) со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними – много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы – также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии.


16. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г.
Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия – защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части – противотанковый ров второго оборонительного пояса (здесь он был ближайшим к фронту) и орудийные позиции.


17. Урицк, 16 сентября 1942 г.
Территория города Урицк, деревень Ивановка, Старо-Паново и посёлка Лигово Красносельского района Ленинградской области. Планировка района – такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг., однако здесь застройка всех населённых пунктов отображена уже или со значительными разрушениями, или полностью уничтоженной. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Дудергофке. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб.


18. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. (изображение перевернуто на 180 град.; текстовое описание дано по истинной ориентировке)
Через Петро-Славянку, вдоль рек Славянка и Кузьминка, проходила одна из линий обороны Ленинграда на юго-восточном направлении. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров (слева внизу) строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам – где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее (левее) рав – множество окопов и ходов сообщения между ними.


19. Северная часть Невского района. Финляндский ж/д мост, 16 сентября 1942 г.
Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Со стороны Малой Охты появились отдельные новые дома; по трассе будущего Дальневосточного проспекта под путями Финляндской соединительной ж/д линии уже устроен путепровод, но далее дорога обрывается, и два трамвайных кольца по оси проспекта соединения не имеют (или соединены служебной линией). Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек – Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица – будущая улица Седова – в конце 1930-х гг. была объединена с Васильевской и Екатерининской улицами, и на этом снимке уже читается магистралью. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров.


20. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г.
Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений – незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы – большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. человек. Ещё более 100 тыс. ленинградцев имели свои индивидуальные огороды.
Примечательна трассировка насыпей, отходящих к западу от ж/д станции Нева (правый край изображения). Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. Установить место левобережной смычки с ж/д сетью не удалось. По официальной версии, в 1980-х гг. причиной необходимости полной реконструкии моста стало столкновение плавучего дока с его разводным пролётом в 1985 г., однако нельзя исключать, что свою лепту в износ конструкций переправы внесло движение по ней тяжёлого транспорта в годы войны.


21. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.
На фото осени 1942 г. хорошо виден объём разрушений юго-западной части города. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек. Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна – скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада – здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта.

Морской Порт - Кировский завод - Автово, большое фото по клику (2115*2190)

1943 год.

22. Невдубстрой, 24 января 1943 г.
Территория ГРЭС (Государственной районной электростанции, с 1943 г. – ГРЭС им. С. М. Кирова) и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены. Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января 1943 г.) на южном участке наступательных действий. По обеим берегам Невы – множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее. На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов (обстрел вёлся со стороны севера); результаты «работы» наших артиллеристов – только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные.


23. Шлиссельбург, 24 января 1943 г.
Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны. Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка – уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраяля 1943 г.


24. Кронштадт, 29 сентября 1943 г.
Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, - потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока – повреждённый линкор «Петропавловск» (до 31.05.1943 – «Марат»), кормой к западу, носом к востоку. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой. Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I – большой пороховой склад. Хорошо читаются (возможно, выделены при дешифрировании) нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам.


25. Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г.
Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г., уже полностью или в значительной мере очищена от разрушенных зданий. Русла Староладожского и Малоневского каналов – сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ – в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже – железнодорожные низководный и высоководный мосты. Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга – железнодорожная станция. На правом берегу – торфоразработки и карьеры, заполеннные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х.

Шлиссельбург - Орешек (Большое фото по клику) (1767*1590)

1 часть подборки (1939 и 1941)
Tags: Питер, анализ, блокада, военная история, рабочее
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →