Самое близкое метро было на ж-д вокзале (Rautatie-tori), оттуда мы и уехали на свой ИТА-Кескус, где вчера припарковали машину. Успели пройти в метро за полчаса до окончания действия Helsinki Card, а то бы юридически были уже зайцами. Она (карта) работает ровно сутки.
Через 25 минут мы уже на месте. Спускаемся из метро в громадные подземные катакомбы, машинка стоит себе и нас дожидается. Переложили вещи, что брать с собой на паром, переупаковались. Нам предстояло ехать в Ханко и погрузиться там на немецкий паром; этот процесс мы ещё не знали - что там и как там.
В 15.00 двинули на запад; Леха за рулем, я штурманом, с приличным запасом времени на 140-км путь. Завели Автороутер. Сперва пошли по первому кольцу (Ring I), объехали Хельсинки по периметру; потом нам надо было выезжать на 51-ю дорогу, однако на соединении кольца с широтной трассой промашка вышла: мы проскочили правильный съезд, и въехали на противоположный, через 300 м. Ошибку поняли немедленно, однако быстро исправить ее не удалось: дорога огибала нехилое по размеру озерцо. Пришлось объезжать все это дело, и делать 10-километровое кольцо, меньше не выходило.
После Эспоо поменялись, Леха сел за штурманское место, я за баранку. Доехали быстро, 51-я дорога влилась в 25-ю, указатели понятны, к стилю дороги мы быстро привыкли, нервов никаких – все едут спокойно, без надрыва и рискованных обгонов. Ограничение 120, кое-где 100 - в общем, лафа, а не езда.
Километров за 20 до Ханко увидели у дороги на обочине какие-то пушки и танк. Это оказался Фронтовой музей, как я посмотрел потом в информцентре Ханко (то есть где проходила линия фронта между финнами и русскими в июне – декабре 1941-го, пока Ханко не эвакуировали). Я еще удивился, как далеко от базы наши моряки держали оборону целые полгода! А может, финны просто неактивно стояли, и фронт был вялый (нужно глянуть, что там было в 1941-м).
Вскоре начались и городские строения.
16.40. Заезжаем в город. Решили коротенько осмотреть его, т.к. до начала погрузки остается ещё полтора часа. Тем более это легендарный Гангут – место русской и советской военной славы. Кроме того, Ханко – самый южный город Финляндии.
Я спрашиваю, где центр. Леха лезет в ноут, копается в меню и говорит «тут». Но никакого центра нет, одни коттеджи и частоколом небольшие улочки. Кружили минут 10, потом я решил снова выехать на главную дорогу и мы случайно увидели слева огромный красный маяк на мощных «ногах», а близ него и остроносую кирху. Поехали туда наудачу – да, там «центр» и оказался.
Паркуемся «под кирхой» (см. фото выше), у скалы. Да, тут тоже сплошные скалы везде. К морю от кирхи ведет небольшой зеленый бульварчик. Идем по нему и упираемся в обелиск на самой набережной. Обелиск с финским военным крестом, на нем написано «Vapautemme Puolesta» - то есть (для нас) считай, ничего не написано. Кому, чему, за что – ничё не понятно. И дат нету.
Рядом стоят с обоих сторон задумчивые финские львы. Дальше – шумит море и огромный песчаный пляж, с обоих сторон обрамленный скалами. Ещё дальше – цепочкой острова, последний теряется где-то в дымке.
Львы производят впечатление очень уставших, и смотрят вперед так, как царь Соломон – дескать, всё надоело, и всё уже было в этом мире, и вааще, отвалите и дайте поспать.
Залезаем на скалы за пляжем, оттуда тропинкой к улице – и по ней. Поднимаемся, а в каком-то коттеджике стоит медведь, из такого же розового гранита. Вместо забора – опять скалы.
Вот смотрите, всё на скалах стоит. Это обычный дом. Не зря Хрущев в 1956-м, когда Ханко отдавал Финляндии, все распинался, какая тут фортификация и сколько всего вырублено прямо в скалах, какой это царский подарок с его стороны. Так и есть, скалы везде.
Затем пошли по дороге вверх, к гигантскому красному маяку на скале, господствовашему над всем вокруг.
На маяке на шпиль наколота гигантская вяленая рыбина, размером наверное метров пять, она видна тоже отовсюду, как своеобразный символ этого морского городка.
А вот фото, по которому можете судить о высоте и мощи маяка, хоть и приблизительно. Это Леха стоит на фоне одной из трёх его ног.
Потом погуляли ещё полчасика по скальным улочкам Гангута, и вернулись к машине. До начала погрузки на паром оставалось 20 минут, и надо было ехать на терминал; тем более что мы неточно знали, где он конкретно и что нам надо делать.
Продолжение следует.
Подготовка: 1. Как все начиналось
День 1: 2. Вхождение в Евросоюз •• 3. Финская столица •• 4. Ж-д вокзал Хельсинки •• 5. От Маннергейма до Сибелиуса •• 6. Вечерний Хельсинки
День 2: 7. Путь на Свеаборг •• 8. Крепость Свеаборг и подлодка «Вессикко» •• 9. Свеаборг: церковь-маяк и Military Zone
Общее: Карта автопробега
Journal information