Выход из полоцкого рынка "Скарб"
2. Внешне рынок типовым ассортиментом ну очень похож на своих соседей по Русскому Миру - украинские и российские провинциальные рынки.
3. Однако, приглядевшись, можно отметить и особенность: гораздо большая доля обращающихся там местных товаров. Местных, имеется в виду, не полоцких, а страны изготовления (т.е. белорусского производства). Моя прикидочная оценка: от трети до половины. Это довольно много, учитывая, что Китай обычно занимает 80-85% всего ассортимента на дешевых российских рынках (особенно в провинции), а если брать только промтовары и всякую мелкую всячину - то и все 90%.
4. Подвид местного фастфуда. В Белоруссии он весьма малоразвит, кстати.
5. С рыбой мне удалось проверить пессимистичное утверждение novotor: да, с ней там хреново. Только одна мороженая и ассортимент уныл. Конечно, с питерской картиной совершенно несопоставимо. Однако по мясопродуктам - напротив, очень неплохо, доля шлака ниже. Особенно хороши гродненские. Мне, наверное, было полегче выбирать - потому что я в журнале не один раз задавал вопросы на эту тему. И вот ещё какой недостаток отметил: кура там тоже в основном мороженая. Не заметил продаж охлажденной куры и её частей отдельно (бедер, ног, печени, грудки). Именно охлажденных.
6. Внутри полоцкого Дома Торговли.
7. Здесь обращает на себя внимание "кондовость" (родом как из 80-х), малая агрессивность и даже некоторая наивность распечатанных и висящих по стенам реклам.
8. Однако, если начинаешь внимательно читать - то рекламы "двигают" в основном свои, отечественные товары, и, видимо, печатаются внутренними силами, а не путём привлечения профессиональных посредников - рекламных агентств. Ну то есть, торговые методы во многом "старые", не учитывающие писка рекламной моды.
9. Необычно много в общей доле товаров и местной, белорусской косметики. Кстати, везде висят призывы покупать местное, своё. Уж не знаю, как они работают, насколько эффективно, но то, что привлекают с непривычки внимание - это однозначно.
10. Вот ещё. Это уже из продмага.
11. Очень много везде продажных точек всяческих лото и розыгрышей. Я сразу вспоминал точки советского "Спортлото" - весьма напоминает. Если я верно понял, в лото с гражданами играет государство, зарабатывая на этом, а не частники.
12. Много наставлено и автоматов со всякими тотализаторами и лототронами. Вообще, там есть и казино, и всякие игровые клубы - в Белоруссии игровая среда как таковая не запрещена.
13. Пиццерия тоже замаскирована под национальное имя.
14. А это тоже заимствование из советской модели (она ведь разная была). Узнали, товарисчи? Местная бормотуха. В переводе на рубли - 30 руб. пузырь. И названия такие же романтические, как тогда - Услада, Серенада, Раздольное и проч. Молдавское (тоже дешёвое) рядом - уже в 1,5 раза дороже.
15. Новый тренд (который полтора года назад был выражен слабей) - это латинизация названий кондитерских изделий. Причем часто - не просто латинизация в её английском виде, а литовизация. К сожалению, я сьел вкусный местный шоколадный батончик от "Спартака" в поезде с чаем, забыв сфотать его обёртку. А там было так: название по-русски (крупней) и - ниже - по-литовски, тоже крупно, но кеглем немного ниже. Вот такого тренда раньше я точно не видел. Возможно, это связано с тем, что планируется открыть совместную свободную для посещений 50-км зону на границе Беларуси и Литвы.
В заключение будет ешё пара частей с витебскими видами. На Витебск у меня запала не так много, город большой и детально его разбирать долго - поэтому ограничусь одной, видовой частью и второй частью с ж/д вокзалом. Остальное почитаете у моих коллег-путешественников :-)
Да, и про белорусскую инфляцию. Я приблизительно вывел примерно 25-35% рост цен на продтовары относительно моей поездки начала января 2010 г. в Минск. К примеру, спартаковский "Артек", столь любимый мною, тогда шёл по 930 б.р., а сейчас - ок. 1230-1250 б.р. То же самое и по сыру.
Полоцк (часть 1, часть 2).
Journal information