И при этом, Сталин всё равно незримо и постоянно присутствовал - в житейских разговорах, портретами на личных машинах, в анекдотах. Даже, помню, в поезде "Россия" начала 1980-х глухонемые разносили и продавали календарики со Сталиным и Высоцким (я пару раз покупал, и у меня оба они посейчас сохранились). А календарики были недешевые - по рублю штука (!). Это в то время, когда газета стоила три копейки, а полноценный обед из трех блюд в вагоне-ресторане - полтора рубля. Причем, что интересно, в народных анекдотах образ Сталина в основном был очень даже выигрышным - в отличие от образа Брежнева. При этом Ленин в неформальной обстановке либо вообще не упоминался (как само собой разумеющееся), либо воспринимался как благоговейный фон, но не более.
Прошло 30-35 лет, всех богов и жрецов советской эры (Ленина, Сталина, Брежнева, ...) низвергли в пропасть, им на смену пришёл Его Долларейшевое Величество Рынок; на этом фундаменте стала спешно строиться Новая Россия. Что же произошло с богами предшествующей эпохи? А вот что: Ленин относительно Сталина довольно сильно "обесценился". Вся критика была сосредоточена на 70-80% на фигуре Сталина и на его эре, Ленина же критиковали только "в комплекте", сравнительно вяленько. И потом, в центр идентичности в конце 90-х стала Война (1945), а Революция (1917) была признана неправильной. "Герои" же "Августовской Революции" 1991-го, ввиду их полной ничтожности, а также печальных итогов десятилетнего развития, в основу идентичности государства тоже поставлены быть никак не могли.
Аналогично и с позитивной стороны: если во второй половине "нулевых", после публикации фундаментальных трудов Земскова и Кривошеева (соответственно документально осветивших "больные" темы репрессий и военных потерь, на которых бодро паразитировали в 90-е постсоветские либералы), фигура Сталина стала обретать в широких массах высокий авторитет и даже сакральное сияние, то фигура Ленина такой позитивной переоценке подверглась намного слабей. То есть, сакральной фигурой в современных умонастроениях Ленин сейчас не является - ни с той, ни с другой стороны. Его образ, скорей, с оттенком юмора: добрый дедушка в Горках, яркий оратор, хитрый идеолог, умеющий мгновенно переворачиваться, "если надо". То есть - гениальный тактик. А вот образ Сталина, как верно отметил
А мне, в этой связи - как иллюстрация позднесоветского отношения к обоим фигурам - вспомнился совершенно реальный случай из жизни, как я пострадал в школе "из-за Сталина" :-)
( Читать дальшеCollapse )