1) Тут несколько дней в июле 1917 г. скрывались от преследования Временного Правительства Ленин и Зиновьев, и именно с этой квартиры уехали на Приморский вокзал, а далее - в Разлив в свой знаменитый шалаш;
2) В этой квартире с августа 1917 г. по март 1918 г. проживал сперва революционер и член Военно-революционного комитета, а затем и нарком национальностей РСФСР Сталин;
3) Здесь много лет жила его будущая жена, Надежда Аллилуева, и в этой квартире и завязался её роман с суровым кавказцем из Гори, приведший затем к замужеству и переезду в Москву.
* * *
Собственно, уникальна квартира ещё и тем, что является (возможно) единственным уцелевшим сейчас общедоступным мемориальным местом, связанным с личностью конкретно Сталина (и в меньшей степени - Ленина), и хранящем его подлинные прижизненные артефакты, кроме разве что грузинского Гори.
Наконец, это просто очень интересное место - с точки зрения бытия начала XX века и неповторимой атмосферы имперского предреволюционного Питера. Здесь всё честно и не менее чем наполовину подлинно; совершенно нет лакировочного гламура, так свойственного зализанным туристическим местам. Меня поразила даже не только квартира, но и внутренности дома, потрясающе цельно хранящего строгую ауру старого Петербурга. Поэтому я снимал не только саму квартиру, но и подьезд, и площадку внизу с декоративными каминами. Также здорово, что мы там получили индивидуальную и неспешную экскурсию, с подробным обьяснением всех сущностей, с осмотром и исторических и бытовых деталей. Никакой толчеи, никакой спешки - как будто мы и правда в гостях на квартире. За это спасибо смотрительнице - к сожалению, не спросил её имя.
Предлагаю посмотреть фотоотчёт про этот музей, с небольшим рассказом. Его я разделил надвое, чтобы не мешать разные сферы: дом и история квартиры (1-я часть) и быт начала XX века (2-я часть). Сейчас - осмотр в основном исторической ипостаси квартиры-музея, а также (коротко) выставки "Сталин", которая базируется там же, в одной из комнат. В первой части - также показ дома и подьезда, атмосферы Старого Питера эпохи модерн.
Молодой Джугашвили и его родители. Из фондов Смольного
2. Сам дом находится в Песках, на 10-й Советской улице, за пересечением с улицей Мытнинской. Район этот и в те годы был непрестижный - на окраине Песков, но сам дом - мощный и исполненный качественно. Шесть этажей, лифты (страшно тесные!!!) - и на самом последнем этаже и снимал три комнаты в 4-комнатной квартире глава семьи - С.Я.Аллилуев, высококвалифицированный электрик, кабельщик, с женой и двумя дочками-гимназистками - Анной и Надеждой. Вот он, этот дом, №17а, самый тёмный на фото, с рустовкой выше 2-го этажа.
3. Подьезд, который нам нужен. Особо тут за обликом никто не ухаживает, так что всё держится на ресурсе материала.
4. Слева - табличка, про то, что тут два дня жил Ленин. Никто за ней уже не следит, так что за 20 постсоветских лет табличка уже утратила лоск и один из плафонов разбит. Впрочем, они и не горят.
5. Сам же музей прошёл в своём развитии три стадии -
а) 1938 - 1956 гг. - музей-квартира И.В.Сталина;
б) 1957 - 1991 гг. - музей-квартира В.И.Ленина (после XX сьезда и до падения СССР);
в) 1992 - н.вр. - музей-квартира С.Я.Аллилуева.
Впрочем, хозяин дома самолично отбирал вещи, отдавал обстановку и руководил её расстановкой для музея - в 1938 г. (он прожил до 1945 г.), так что название музея по его имени вполне нормально. Этим обьясняется и аутентичность внутреннего наполнения музея.
6. Заходим в подьезд. Строгая аура Старого Питера обволакивает наше сознание с самого начала.
7. Декоративный камин у входа.
8. Постепенно поднимаемся наверх (можно и на лифте). Замечательно тут то, что и двери квартир, и перила, и все детали - подлинные. Те самые, что и были. Никакого новодела.
9. У нескольких дверей я даже заметил сохранившиеся таблички. Причем это не прикрученные заново, для антуражу, а честные. Они как вросли уже в двери, за 100 лет.
10. Поднимаемся выше. Двери иного фасона, но тоже старые, честные.
11. А вот и квартира 20 - та самая, что нам и нужна.
12. Рожок для лампочек, над дверью. Честный, дореволюционный.
13. Звоним в звонок, нам открывает смотрительница. Заходим в прихожую.
14. Выключатели - тоже 10-х годов XX века. Музейщица сказала, что и часть проводки осталась от 1917 года. Непонятно, как она выдюжила 95 лет :-)
15. Телефон в прихожей (уже более поздняя реалия, у Аллилуева его в 1917 г. не было).
16. Плафон. Также подлинный (все люстры в доме я покажу в части о быте - это ценно, так как они сохранились именно с аллилуевской квартиры, а не просто аналоги той эпохи).
17. В музее-квартире неожиданно обнаружилась выставка с вот таким названием. Странно, ничего о ней нигде не слышал.
18. Под выставку Сталина занята та комната, которую снимали не Аллилуевы, а другая семья. Комната небольшая, экспонатов тоже немного - после XX сьезда КПСС (1956) почти все подлинные "сталинские" артефакты были упрятаны под замок, в хранилища, либо уничтожены за ненадобностью, либо переименованы для удобства в "ленинские" (где можно).
19. На стенах вывешены картины периода "культа личности" сталинской тематики (1938-54 гг.). Вот картина о прибытии Ленина на Финляндский вокзал в апреле 1917 г (фрагмент). За Лениным виден Сталин, тоже в кепочке. Это не очень канонически, потому что позже его рисовали в фуражке.
20. Картина "Сталин в Вене пишет работу "Марксизм и национальный вопрос" (1945 г.).
21. Общий вид комнаты. В конце виден патефон (рабочий!), он уже более позднего времени.
22. Подписи к картинам выполнены в таком стиле, многие его узнают по Русскому музею.
23. Под стеклянными витринами - некоторые сохранившиеся экспонаты. Бритва на фото - та самая, которой побрился Ленин, прежде чем уезжать в Разлив. Передал музею её сам Аллилуев, при жизни, от него и сведения.
24. Входим в большую комнату - гостиную, где жили и сами хозяева. Тут состоялось заседание ЦК РСДРП (б) в июле 1917 г., на котором решался вопрос, являться ли Ленину на суд Временного правительства после событий 3-4 июля или нет. Стол и стулья в центре - подлинные, именно на них сидели члены ЦК (Каменев, Сталин и т.д.). Подлинные тут также люстры, некоторая мебель, фото в рамках и примерно треть мелких артефактов. Дальше (слева) - дверь в комнату девочек.
25. В этой комнате, довольно небольшой, жили гимназистки Анна и Надежда (будущая жена Сталина). Часть вещей - подлинники, примерно 2/3 - реконструкция.
26. Кровать Надежды Аллилуевой, далее - печка.
27. Напротив стоит тяжелый музейный альбом, можно полистать и посмотреть историю семьи Аллилуевых и Джугашвили.
28. Вверху - мать и отец Аллилуевы, ниже - семья. Где именно жили два аллилуевских сына, я так и не понял: по экскурсии получается, что в квартире постоянно проживали только дочки. Возможно, сыновья были уже взрослые и отделились.
29. Краткая генеалогия Сталина (Джугашвили) - Аллилуевой. Кстати, Екатерину я видел на Камчатке, она в мою бытность работала в институте вулканологии на 9 км. Публичности не любила, интервью не давала - да и я узнал совершенно случайно, что она внучка Сталина.
30. Далее мы попадаем собственно в сталинскую комнату, где он жил после туруханской ссылки и до переезда правительства в Москву (до августа 1917 г. - периодическими наездами, потом постоянно). Почти все предметы обстановки там - подлинные, мелкие же артефакты - частично. В ней же ночевали две ночи Ленин и Зиновьев, после июльских событий 1917 г.
31. Сталинский диван ("оттоманка"), на котором он квартировал, далее - его же рабочий стол. Аллилуевы сами тут после весны 1917 не жили, а отдали комнату для Сталина.
32. Обстановка стола. Часть, конечно, просто реконструкция. Однако стол - тот самый.
33. На столе - газеты периода преследования Ленина (июль 1917 г.). Газеты честные, не фотокопии.
34. Книжная полка. Как сказала смотрительница, Сталин предпочитал Чехова и часто его перечитывал, а у Ленина был иной "коктейль" предпочтений.
35. Сталинское зеркало для бритья - тоже из сохранившихся подлинных артефактов.
36. Вид из сталинской комнаты на комнату сестёр-гимназисток (Нади и Ани).
37. Когда Ленин с Зиновьевым ночевали тут две ночи в июле 17-го, то (по словам смотрительницы), Зиновьев ночевал на этой кровати и закрывался ширмой от Ленина - т.к. революционеры были в основном людьми грамотными, с образованием и хранили своё личное пространство.
Кухня, ванная и бытовые предметы - в отдельной части. Предметов будет много, квартира в этом смысле - как отдельный музей.
Продолжение следует.
Journal information