Во-первых, там ещё не так давно были западные парадные ворота Советского Союза; во-вторых, весь трафик проходящих в Европу поездов нужно было обеспечивать сменой вагонных тележек на европейскую колею и обратно; в-третьих, в царское время он формировался как сугубо внутренний, транзитный на Царство Польское из империи, и поэтому осталось много рудиментов единой сети, которые после появления границы СССР-Польша оказались невостребованы. В-четвертых - там был после войны построен огромный стильный вокзал, этакая мини-сталинская высотка, которой традиционно любуются пассажиры поездов. И, наконец, в-пятых, этот мега-вокзал почти для всех транзитных пассажиров, следующих в Европу и из неё поездами, остается terra incognita - потому что тут производится пограничный и таможенный контроль и пассажиры не гуляют по перрону и вокзалу, как на обычной узловой станции, а в основном только видят его из окна.
Так давайте же в этом посте погуляем и посмотрим его с самых разных точек зрения - и станцию, и вокзал, и внутренность его. И пригородный вокзал, в комплекте.
Пост будет большой, потому что смотреть надо многое.
Брестский ж/д вокзал - почти что сталинская высотка
Об истории вокзала и узла я тут писать не стал - потому что до меня это сделал ув. darriuss в своём замечательном посте про этот вокзал. Там и старые здания, и детали - заходите к нему, смотрите. А у меня в посте, кроме вокзала, будет намного больше станции, обзорных видов и привязки её к окрестностям. Писал в своё время про этот вокзал и Варандей - ни один вдумчивый путешественник не может пропустить такой оригинальный, стильный, видный объект.
2. Вокзал в Бресте - островной, то есть находящийся между двумя "связками" путей, между двумя "сторонами" - Московской и Варшавской. Связки по количеству путей очень неравные, впрочем, об этом - ниже.
3. Посмотрим парадный лицевой фасад поближе. Он обращён к западной, "польской" стороне и смотрит на границу. Реконструкция в ампирном духе осуществлялась в 1953-57 гг. по проекту института "Киевгипротранс" (арх. И.Пестряков) - хорошо, хрущёвское "постановление об излишествах" не успело значимо повлиять, т.к. строительство шло уже полным ходом. Это было не строительство "совсем с нуля", а в качестве каркаса использованы элементы польского здания, перестроенного из имперского русского.
4. С южной стороны находится большая, широкая, многопутная Московская сторона. Сюда приходят почти все поезда с востока, с широкой русской колеей.
5. На Московскую сторону смотрят и все инфраструктурные здания, примыкающие к основному зданию, которые вытянулись вдоль перрона на значительное расстояние.
6. С северной стороны находится небольшая 4-путная Варшавская сторона. К сожалению, я не смог точно распознать, какие тут пути широкой колеи, а какие узкой - а "двойных" путей, как в Гродно, здесь не увидел. Но по характеру пересечений путей - прилегающие к вокзалу два пути (на фото - которые правее) - оба узкие. Там же цепляются к составам польские локомотивы и сразу идут на Бугский мост и далее на Польшу. Слева от путей находится отдельный Пригородный вокзал, о нем - см. 34-37-й снимки. Вдали также виден "зиккурат" - это такая оригинальная по стилю ж/д больница станции Брест.
7. Дореволюционное станционное здание на Варшавской стороне.
8. Посмотрим сразу и на выход Варшавской стороны в сторону Минска - Москвы (на восток). Вдалеке видно тоже интересное царское здание в характерном "кирпичном" стиле.
9. Что меня очень удивило тут - так это то, что "пограничные" зоны в моменты, когда нет европейских поездов, абсолютно свободны, доступны и по Варшавской стороне везде можно спокойно ходить. Когда приходят поезда, подлежащие досмотру, это пространство перекрывается, быстро и отлаженно. Вот сейчас я иду как раз по этой зоне.
10. На Варшавской стороне - табличка Ленину, советского времени. Внизу предусмотрительно приклепана и тара для цветов.
11. Теперь посмотрим на вид Варшавской стороны в сторону Польши. Вы видите, что пути растраиваются - налево путь на пункт смены тележек, прямо - на Бугский мост, направо - ветка на Высокое, которая не пересекает границу.
12. Теперь смотрим Московскую сторону в направлении Польши. Слева - Локомотивное депо, над ним торчит тоненький шпиль. Это не просто шпиль - это главный монумент мемориального комплекса Брестской крепости. Когда путь уходит к Польше, то ж/д с севера обнимает Кобринские укрепления крепости, то есть проходит почти рядом с ними.
13. Однако внимательный читатель сразу спросит - а где же тут самый знаковый объект узла? Где то сакральное место, куда вагоны - прямо с пассажирами внутри - загоняют в какой-то большой сарай, приподнимают их на подъемнике, выкатывают русские тележки и закатывают европейские? Все верно. Обьект близко, но с ракурса 12 его ещё не видно. Нужно пройти по путепроводу к городу и вот только оттуда он немного виден. Видите, вдали в центре, с тремя "дырками"? Это он и есть.
Когда я ехал берлинским поездом, то поезд сперва приходил на Московскую сторону, из столицы. Потом его загоняли в этот сарай, расцепляли секциями по 3 вагона, меняли тележки, а затем маневровщик снова "собирал" поезд воедино, но уже на Варшавской стороне. Там к составу цеплялся польский электровоз - и в путь! на Бугский мост, а далее на Варшаву - Берлин. Параллельно этому процессу шёл погранконтроль. На станцию нас уже не выпускали.
14. С юга к станции примыкает очень колоритный комплекс, возможно дореволюционные мастерские, или электростанция.
Теперь смотрим детали главного вокзала.
15. Верхняя часть со шпилем.
16. "Знаменные" группы.
17. Декор с эмблемой МПС СССР над входом в парадный фасад, с запада.
18. Декор с южной стороны, выходящий на Московскую сторону.
19. Часы.
20. С обоих сторон основного здания - мощные колоннады. К Варшавской стороне...
21. ...и к Московской.
22. Серпы, виноград, снопы пшеницы.
23. На восток выходит вот такой фасад - поскромнее западного, но тоже вполне монументальный.
24. Главный световой зал, в центральном здании со шпилем.
25. Выход на камеры хранения.
26. Декор подкупольного пространства.
27. Выход к ресторану.
28. Стильное решение выхода в город из главного здания.
29. С востока пристроено более современное здание, там же - погранконтроль и таможня. Соответственно, у него более современное оформление.
30. Вообще, там всё выполнено монументально. Это - подземный этаж, ведущий на переходы к платформам.
31. ...И выход на платформы Московской стороны.
32. Движимый любопытством, я пришёл туда и вечером, ожидая настоящей феерии, учитывая архитектуру здания. Однако меня постигло сильное разочарование - в отличие от питерских вокзалов, окруженных художественными световыми коктейлями, Брестский почти не освещался.
33. Огромный вокзал стоял почти в темноте, освещая только нижние центральные части здания.
34. Северней Варшавской стороны стоит специальный Пригородный вокзал. Тут нужно покупать билеты на пригородные - при это сами дизеля или электрички вполне могут подаваться и на дальние пути Московской стороны. Но билеты надо брать тут, идя довольно далеко.
35. Зал Пригородного вокзала тоже стилен, вполне аккуратен и по-белорусски идеально чист.
36. Расписание пригородных какой-то железнодорожный ценитель прекрасного выполнил не "просто так", а единой композицией. Вот только дверь симметрично не вписал :-)
37. Изображение главного вокзала в Бресте используется и в торговых целях на автоматах.
38. Там же, у Пригородного, находится и барчик "На Варшавской Стороне".
39. От бара можно видеть поезда, стоящие за решёткой в пограничной зоне на Варшавской стороне, в момент прибытия европоезда (или убытия туда). Он стоит там, где я свободно проходил в беспоездное время (кадр 9).
40. Вот тереспольский поезд уже с польским электровозом, под парами, скоро пойдёт на Польшу. Погранцы, согласно схеме, стоят с обоих сторон - у локомотива и на перроне со стороны вокзала.
41. Теперь уходим на виадук, чтобы попасть в центральную часть города. Прощальный взгляд на вокзал...
42. ...и мы спускаемся в город Брест, аккурат у ликеро-водочного завода (он начинается за зданием слева, внутри квартала).
Впрочем, прогулка по городу - уже в следующей части.
Продолжение следует.
Весенний вояж-2011.
Часть 1. Путь Петербург - Брест
Journal information