Но надо сразу сказать, что фильм довольно жестокий – в психологическом смысле. Так что тем, кто хочет просто «киношку», и чтобы ни о чём не думать после выхода из зала, на него идти не рекомендую. После него приходится думать – о жестоком окружающем мире, о выживании среди себе подобных, о ревности и любви, соперничестве и интригах; о соотношении красивого, изысканного и грубого, вынужденного обстоятельствами.
Правда, фильм и очень красивый – добросовестно воссоздан дух и интерьеры довоенной Японии, навсегда сгинувшей в огне грандиозной бомбардировки Токио в марте 45-го. Я бы даже сказал, для голливудского произведения он необычно изысканно-красивый. Обычно ведь Голливуд стремится к дебилизации и упрощению. И музыка - она тоже понравилась.
Временами я испытывал сильное волнение от необычных сочетаний цветов, глядя на сады с цветущими сакурами, или на танцы гейш в элитарном клубе императорской Японии. Надо же, как они умеют создавать и затем любоваться красотой! Во всех её проявлениях. И это американцы-киносоздатели сумели-таки передать, не испортить.
А интерес к теме возник у меня пару лет назад, после прочтения биографии легендарного адмирала Ямамото (да-да, того самого, главнокомандующего Объединённым флотом). Написал её японец Хироюки Агава; так вот, он красочно описал в одной из глав и линию взаимоотношений адмирала и гейши Чийоко. Тот познакомился с ней в свои 49 лет (а ей было 29 тогда) и сохранил эти взаимоотношения как самые дорогие до конца своей жизни, пока не погиб в 43-м в самолёте над Соломоновыми островами. Хотя имел при этом жену, с которой был весьма холоден, и далёк от неё в душевном смысле (судя по описанию Агавы). Одно это заставляет задуматься об этом феномене – женщина как «гейша» и чем гейша отличается от "просто" женщины.
Гейша – это не куртизанка, торгующая телом; она отдает душу и свои способности, и лишь в последнюю очередь – тело.
Это из фильма цитирую, но мысль мне понравилась – примерно так оно, видимо, и есть.
А девочку эту мне все время было жалко; правда, очень впечатлила (в хорошем смысле) такая душевная сцена со сливовым мороженым, которым угощает девочку-подростка её будущий возлюбленный, хотя гейши не имеют права влюбляться. Она же, эта сцена, потом оказалась ключевой в понимании психологии её поведения.
Непонятно только, почему на роль японок-гейш пригласили китайских актрис, хоть и звёздных, но всё же не японок. Читал интервью с Гонг Ли, которая играет соперницу главной героини – гейшу Хацумомо, но ответа на этот вопрос не нашел...
В общем – рекомендую. Тем, кто любит красивое.
Но придется потерпеть и жестокое.
Сердце гейши – это камень, с которого постепенно опадают лепестки надежды – до тех пор, пока не опадет самый последний
(это запомнилось... передаю, как могу)
Journal information