Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Весенний вояж-2011. Ч.8 - Гарнизонное кладбище и путь в Крепость

Осмотрев железнодорожный музей, теперь отправимся, наконец, в Брестскую крепость. Однако пойдём мы туда не через парадный, восточный вход и даже не через северный, а зайдём с северо-запада - со стороны станции Брест-Западный, находящейся у самой границы. Это нестандартный, но интересный маршрут - он пролегает через русско-польско-советское гарнизонное кладбище, приграничный пруд в 400 м от территории Польши, памятник участникам Тоцкого атомного учения и огромные валы Кобринского укрепления крепости.

Гарнизонное кладбище за Брестской крепостью


Для начала - карта с викимапии, чтобы вы представили себе общую диспозицию. Красные стрелки - это (в упрощённом виде) мой маршрут. Зеленые ограничители - это где я натыкался на надписи о запретной зоне и дальше не шёл (хотя, с опытным местным проводником, возможно, стоило бы и рискнуть). Тонкой красной линией я обозначил границу, которая там совсем рядом. Большой красный кружок - это место, куда приходят маршрутки №5, у станции. Цифра 1 - гарнизонное кладбище, 2 - пруд, 3 - пешеходный мост на остров Пограничный, 4 - Бугский ж/д мост, 5 - ВЧ внутри кобринских укреплений. Также хорошо видна музеефицированная Цитадель, которую посетители в основном и принимают за всю Крепость. Зона с "полустёртыми домами" ниже красных стрелок - это довоенное местонахождение домов командного состава, которых сейчас не существует и там просто поле.


Ну что же - в путь! Едем от завокзалья на маршрутке №5 до конечной.

2. Маршрутки прибывают вот сюда. За ними - станция Брест-Западный, самая близкая к границе. Отсюда до Польши (точней, до Бугского моста) по ж/д линии около 1,5 км.

Первой из мной намеченных целей было сфотографировать приграничный Бугский мост. Однако, пойдя вдоль путей станции, я ощутил внимательные направленные на меня взгляды железнодорожников, и снимать не решился - правда, никто меня и не останавливал. Когда стал приближаться к западной горловине станции, то увидел пограничный наряд с автоматами у локомотива, идущий перпендикулярно мне, и вдали комплекс зданий заставы. В общем, оценив обстановку, я понял, что дальше идти всё же не стоит, и повернул обратно. Снимать там благоразумно вообще не стал, т.к. видел множество развешанных вокруг небольших видеокамер.

3. Пойдём в другую сторону вдоль станции. Напротив кладбища через дорогу стоит памятный знак участникам Тоцких учений с гордой (правда, полустёртой) надписью "Ковавшим ядерный щит Родины".


4. Надпись на плите рядом с памятником: основу контингента участников составляли воины Брестского гарнизона.


5. Затем переходим дорогу и проходим через главный вход на гарнизонное кладбище. Если присмотритесь, то увидите вдалеке тот самый "ядерный" памятник, что на фото 3-4.


6. Кладбище это объединённое: тут хоронили как русских воинов, так и польских, и советских, в разные периоды истории Крепости и разного вероисповедания. На фото - "советская послевоенная" часть.


7. Советский памятник на границе старой и послевоенной территории.


8. Вот очень сильный памятник, у одной из братских могил.


9. Окинем взглядом советскую часть кладбища по направлению к польской границе. По прямой до неё отсюда - около километра-полутора. Справа в кадре видны строения ВЧ, прилегающей к территории с запада.


10. "Бурятский" памятник, воинам 1944-45 гг., и пограничникам, погибшим тут 22-23 июня 1941 г. (также заглавное фото этого поста).


11. Переходим к "русской" части, где похоронены воины дореволюционного имперского гарнизона и Первой Мировой.


12. Генерал-майор Духонин, захоронение 1901 г.


13. Ещё дальше к востоку - межвоенная польская часть.


14. Памятник польским воинам гарнизона, погибшим в сентябре 1939 г. при защите крепости.


15. Надписи - на польском и белорусском. Установлен памятник в 2000 г.


16. Есть и аутентичные межвоенные польские могилы.


17. Вид от польской части в сторону советской и на строения ВЧ.


18. Братская могила воинов Первой Мировой и советско-польской войны (1784 человека).


19. Памятник советским военнопленным, замученным в лагерях в окрестностях Бреста.


20. Кладбище расположено на самом краю границы территории крепости и отделяется от неё наполненным водой рвом.


21. Дальше идёт мостик, ведущий затем внутрь Кобринского укрепления, а также на остров Пограничный (если идти вдоль пруда на запад).


22. На краю рва заметил ступеньки и памятник. Подошёл, поднялся...


23. Капитан Шабловский, погиб 24 июня 1941 года. Вообще, пронзительное место, этот край крепости.


24. Проходим к воротам.


25. Заходим внутрь внешнего обвода.


26. Вид на ворота с обратной стороны (изнутри). Здесь - не музеефицированная зона, обычная. Далее по курсу находится воинская часть. Я прошёл метров 300 вглубь и снова наткнулся на табличку о погранзоне. Закрыто не было, можно было двигаться дальше, но решил не искушать, вернулся снова к воротам.


27. Вернулся опять к пруду и по левой стороне его (относительно ракурса кадра) пошёл по тропинке к мосту на о. Пограничный. Он, кстати, чуть-чуть виден. Но и там была надпись о погранзоне, уже с бойцом, посматривавшим на меня с вышки на острове. Оттуда до Буга уже было метров 100, не больше, но подойти вплотную к границе не получилось, и поэтому я фото моста покажу в следующей части, сделал кадр от Тереспольских ворот.


28. Вернулся вдоль пруда обратно, взобрался на гребень крепостного вала и пошёл вдоль него на восток. На гребне стоял забор, правда, "дырявый", зато территория Кобринского укрепления из многих местах неплохо просматривалась.


29. Посмотрим с вала на гарнизонное кладбище и пойдём по нему на восток.


30. По пути попадается много непарадных рудиментов крепостных укреплений. Брестчане, наверное, там всё давно облазили, а я спускаться поленился.


31. Вот ещё, сохранившиеся кусочки. Кое-где мне приходилось перелазить через упавшие дерева и заросли, чтобы не терять обзорности сверху - я всё время шёл по гребню.


32. Наконец, в одну из дырок забора я пролез внутрь и спустился с вала уже собственно на территорию крепости.


33. С внутренней стороны вала построены вот такие длинные заглубленные здания - возможно, казармы.


34. Вид поближе.


35. Некоторые сектора зарешечены, а в некоторые можно и залезть.


36. Что тут было в послевоенное и в постсоветское время, даже затрудняюсь сказать. Кое-где есть новые строительные вторжения, а в основном - старая кладка.


37. Теперь уходим по территории, пересекая широкое поле и уклоняясь на юг. Недалеко уже северный вход для посетителей, скоро мы сольёмся с основной дорогой. Правее (южнее) меня когда-то стояли дома командного состава, не пережившие войну.


Теперь - в Цитадель.

Продолжение следует.

Весенний вояж-2011.
Часть 1. Путь Петербург - Брест
Часть 2. Брестский вокзал: западные ворота Советского Союза
Часть 3. От вокзального виадука до местного арбата - ул. Советской
Часть 4. Брест: два парадных проспекта – ул. Ленина и пр.Машерова
Часть 4а. Историческое приложение: передача Бреста, 1939
Часть 5. Брест: от Гоголя до Крепости и обратно
Часть 6. Брест, ж/д музей - паровозы
Часть 7. Брест, ж/д музей - тепловозы и вагоны
Tags: Брест, военная история, память
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments