Маршрут в процессе передвижения модифицировался и в итоге вышел весьма извилистый: Сестрорецк (АПК-1 «Слон» и музей фортификации) - Белоостров (ДОТ «Миллионер») - Первомайское (Кивеннапа) - высота Сииранмяки (место сражения 11-15 июня 1944) - Лебяжье (Куутерселькя) - Барышево (сражение на грядах у Вуоксы в июле 1944 года) - дорога вдоль демонтированной линии на Житково - станция Пальцево (Тали) - советский мемориал в Петровке - финские позиции и памятник в Ихантала - Выборг (конец финского Выборга 20 июня 1944 года).
Фрагмент финского памятника на высоте Сииранмяки. Установлен в 1997 г.
Само сопровождение поездки от Баира, безусловно, интересное - получил множество новой информации, причем, что особенно ценно, прямо на местности в привязке к ориентирам. Однако общее впечатление от увиденного - весьма неоднозначное и наводит на ряд размышлений. Я ещё не уложил до конца все полученные впечатления, однако, когда с ними разберусь - скорей всего, сделаю отчёт. Кроме того, понял, что нужно также поехать на аналогичную экскурсию, но по войне 1939-40 гг., чтобы до конца понять ситуацию с латентной финляндизацией перешейка.
Чуть-чуть карточек с поездки - под катом.
2. Баир на высоте Сииранмяки рассказывает экскурсантам о бое на высоте и сражении 11-15 июня 1944.
3. Финский памятник в Лебяжьем (Куутерселькя). Установлен в начале 2000-х.
4. Фрагмент финского памятника в Первомайском (Кивеннапа).
5. Берег Вуоксы у Барышево, место ожесточнных боев и финского плацдарма в июле 1944.
6. Фрагмент интерьера гостевого домика (центр Карельского перешейка).
7. В составе нашей группы был человек, не из Питера (приехал утром на поезде, ради этой экскурсии), у которого тут погиб дед и он недавно нашёл место его упокоения. Вот как раз он возлагает цветы на братской могиле в мемориале в Петровке.
8. Фрагмент советского мемориала в Петровке.
Поездка длилась практически полный световой день, с 7 утра и за (так получилось) полночь, то есть больше 17 часов, с переездами и подьездами.
Из недостатков планирования: не рассчитан резерв на обратный путь. Выехали из Выборга в 8 вечера. При возвращении в Питер в воскресенье вечером, мы уткнулись в пробку перед Сестрорецком (примерно в 21.30), затем переехали на Выборгское шоссе, там попали в ещё более гигантскую пробку, оттуда от безнадёги переехали на Приозерское, и там тоже тошнили час, пока не доехали до Вартемяг. На последний поезд метро с Просвета, что в 0.10, успели чудом - водитель по Новой Приозерке гнал 120, чтобы мы смогли успеть. В общем, резерв на такие ситуации надо закладывать, иначе могут получаться досадные накладки и проблемы.
Journal information