Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Советский крокодил по имени "Мордовия" (проект "Зубр")

В эту субботу, по горячим впечатлениям, я вам вкратце рассказал о Военно-морском салоне. Сейчас же давайте походим по одному из выставленных там кораблей, конкретно - по МДКВП "Мордовия", проекта 12322 "Зубр". Эта ветвь эволюции десантных кораблей очень оригинальная и в каком-то смысле, технологически, опредившая своё время. Несмотря на название "малый", этот корабль является самым крупным в мире десантным кораблем на воздушной подушке.
В отличие, скажем, от торпедных и ракетных катеров - это оружие не "слабого", а "сильного" военного игрока - то есть без сбалансированного и мощного флота позади него и хорошего воздушного прикрытия, он не очень-то эффективен. Однако, если эти условия соблюдаются (как это и было при наличии СССР и Варшавского Договора) - тогда такие высокотехнологичные корабли являются очень серьезным инструментом, способным буквально в 2-4 часа высадить мобильные силы в узостях, на островах или критически важных местах побережья противника и тем самым серьёзно затруднить действия вражеских сил. Или быстро в угрожаемый период выставить минное заграждение в зоне контроля вражеского флота и вернуться на место базирования. А в мирное время они тоже работают: побуждают противника тратить весьма большие средства на защиту своих баз, проливов и уязвимых участков берегов.
Вот, с "алмазовского" сайта:
...способен выходить на берег, преодолевать рвы и траншеи, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП "Зубр" доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.
* * *
Словом, "Зубры" - это в чистом виде "наследие совка", принадлежность сильного флота, а для флота слабого и малосильного они являются (скажем прямо) больше обузой, чем инструментом. Сейчас им уже около 20 лет - серия входила в строй в конце 80-х, причем на первом корабле серии два года отрабатывались "детские болезни" и только в 1988-м они в доработанном виде стали входить в состав флотов (внутренних морей - Черного и Балтийского). Можно посмотреть на карту и увидеть возможные "плечи" таких шершней, от портов "подскока": Поти - Трабзон (2 часа), Бургас - Босфор (2 часа), Балаклава - Синоп (3 часа), ГДР-овские базы - о-в Борнхольм (2,5 часа) и т.п. Скорость при небольшом и умеренном волнении (есть ограничения по мореходности) - 60 узлов, ок. 110 км/час.

Ну а теперь давайте немного осмотрим этого скоростного советского крокодила, снаружи и изнутри.


2. Строили "Зубры" в Ленинграде на Петровском острове (для БФ) и в Феодосии (для ЧФ).


3. Вид спереди.


4. Вид с кормы.


Для справки, основные характеристики корабля:
- Водоизмещение полное, т 555
- Длина наибольшая, м 57,3
- Ширина наибольшая, м 25,6
- Высота наибольшая на воздушной подушке, м 21,9
- Мощность ГГТА, лс. 5x10000 (всего 50.000)
- Скорость полного хода, уз. 60
- Дальность плавания, миль > 300
- Автономность плавания, дней 5
- Экипаж, чел. 27


5. Подходим к "крокодилу"...


6. ...и заходим на борт, по трапу.


7. Народ с удовольствием гуляет по его "коже" стандартного военно-морского "шарового" цвета :-)


8. Навигационные и радиолокационные устройства.


9. Немного о корпусе:
Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения.
Корпус выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава.



10. Взойдя на борт, сперва сходим на корму.


11. Представитель Поднебесной снимается на память "на фоне" (в стиле "я и Великая Китайская Стена"). Надо сказать, на российских кораблях китайцев ходило много: когда я разбирал кадры, то нашёл их на всех отечественных кораблях.


12. Двигатели горизонтальной тяги.


13. Пропеллеры поближе.


14. А это, в кольцевых коробах, нагнетатели вертикальной тяги, для создания воздушной подушки:
Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Для образования воздушной подушки установлены 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м.
Создание тяги для движения осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках.



15. А вот другая пара нагнетателей, что ближе к носу. Всего их 4.


16. Спасательный круг.


17. Рубка (совсем небольшая). Управление, что интересно, осуществляется не каким-то там традиционным для флота рулевым, а "пилотом" (так называется офицер, ведущий корабль с применением воздушной подушки). В рубку, к сожалени, не допускали посетителей.


18. Артиллерийская установка.


Штатный набор вооружения "Зубра":
Ракетное - две пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов) и система управления стрельбой.
Артиллерийское - две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект - 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Зенитное - 8 комплектов переносных ЗРК типа "Игла".
Минное вооружение корабля состоит из комплекта переносного устройства для постановки от 20 до 80 мин, в зависимости от их типа.


Это уже версия, частично "облегченная" от ударного вооружения (в начале проектирования акцент на ударное оружие был выше, но затем от него отказались в пользу большей десантовместимости - прикрытие таких кораблей лучше осуществлять специализированными кораблями или авиацией).

19. Рубка для пилотирования корабля, поближе.


20. Теперь проникнем внутрь, вот через этот люк.


21. И пройдем ниже палубой, в десантный отсек.


22. Вот мы и в чреве "Зубра".


Что сюда вообще может влезть? Итак,

3 танка суммарной массой до 150 т;
или 10 бронетранспортеров, суммарной массой до 131 т;
или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 т;
или 8 плавающих танков
Для размещения личного состава десанта, перевозимого на боевых машинах пехоты или бронетранспортерах, предусмотрены 4 помещения на 140 мест.


Взамен боевой техники помещение десантируемой техники может быть оборудовано съемными скамьями для размещения дополнительно еще 360 человек (всего 500 человек).

23. По стенкам десантного отсека размещено великое множество самого разного нужного снаряжения.


24. И даже кипяченая питевая вода :-)


25. ...


26. Теперь зайдём в один из кубриков экипажа.


27. Этот кубрик - на 10 человек. Зайдя, я спросил у старшины, стоявшего там в контроле за посетителями:
- А что, красивенькое цветное бельё, небось, для салона специально постелили? А?
- Да не, такое белье у нас штатное уже лет пять... - ответил моряк.


28. Между койками - шкафчики для личных вещей, с номерками. Пространство кубрика, однако, используется весьма экономно: даже и в полукруглых обьемах тоже устроены койки.


29. Выйдем обратно в десантный отсек. Там уже строятся моряки, для каких-то целей.


Ну а мы по трапу понимаемся наверх, и покидаем этот очень оригинальный корабль. Следующая цель осмотра - голландец.

Для дополнительных сведений: Сайт "Алмаза".

Военно-морской салон: общие впечатления
Tags: Питер, Советский Союз, флот
Subscribe

  • Содействие автору блога

    Вниманию уважаемых читателей! Как вы, наверное, заметили, я вернулся на эту платформу и стал регулярно публиковать иллюстрированные путевые заметки,…

  • Спасибо за поздравления!

    Дорогие друзиа, большое спасибо вам за поздравления. Я их до сих пор постепенно читаю, поскольку их набралось больше полутысячи на всех платформах,…

  • Очередной рубеж

    Очередной некруглый рубеж. Год для меня был трудный, но ничего, скрипим помаленьку. ЖЖ-журнал этот собирался даже бросать одно время - но, подумав,…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Содействие автору блога

    Вниманию уважаемых читателей! Как вы, наверное, заметили, я вернулся на эту платформу и стал регулярно публиковать иллюстрированные путевые заметки,…

  • Спасибо за поздравления!

    Дорогие друзиа, большое спасибо вам за поздравления. Я их до сих пор постепенно читаю, поскольку их набралось больше полутысячи на всех платформах,…

  • Очередной рубеж

    Очередной некруглый рубеж. Год для меня был трудный, но ничего, скрипим помаленьку. ЖЖ-журнал этот собирался даже бросать одно время - но, подумав,…