Уже давно убрали трап
На самом краешке причала
Стоишь ты, голову задрав...
Знаете, друзиа, есть города, красивенькие как картинки – торговали, торговали лет триста-пятьсот, бабло потихоньку наживали, прятали или пускали в дело, камешки тесали и здания строили суперкрасивые, которыми восхищаются туристы. Мирные, тихие. Вот как Любек, про который я вам рассказал чуть раньше. Или открыточный Брюгге. Или Антверпен. Много есть городов-картинок, особенно в Европе. Та же Франция или Швейцария с Италией ими нашпигованы.
А есть города-символы, города мировой славы и известности. Города – центры Силы. Где Сила создаётся или базируется. Такие, как Владивосток, Сталинград или Севастополь. Такие, как Ковентри и Порт-Артур, Константинополь и Эссен, Берлин и Норфолк, Днепропетровск и Челябинск советского времени, Свеаборг и Ревель времен Российской империи.
Их могли выбомбить дотла, их покидали и вновь приходили, их сжигали – но они остаются в мировой истории, вне зависимости от красоты зданий, построенных в них. А может и не сжигали, может они глубоко в тылу были – но все равно в них ковалась Мощь, и они вызывают уважение самим фактом своего существования.
Так вот Киль - из этой когорты. Когда-то он тоже состоял в Ганзе, тоже торговал, потом его на 200 лет прибрала к рукам Дания. Обычная торговая жизнь, заштатный мелкий городок – в 1865 году население его было 11 тыс.чел.
Однако случился в его судьбе поворот: Пруссия победила Данию и присоединила себе Шлезвиг, а потом и объединила всякую германскую мелочь пузатую во Второй Рейх. И в 1871 году два города получают статус Имперской военной гавани (Reichskrieghafen), один из них – это Киль. И приходит сюда Большой Флот. Вернее, не сразу приходит, а постепенно создается. Потом Германская империя роет через перешеек Кильский канал, а хитрый герр Крупп покупает земли под верфи и строит их там. И Киль становится колыбелью германского Флота Открытого Моря – легендарная Germaniawerft строит девять линкоров, больше двадцати крейсеров и десятки подводных лодок перед Первой Мировой войной и во время её. В Киле были созданы такие новинки навигации, как гирокомпас и эхолот. И к 1912 году в Киле живёт уже больше 200 тыс.чел.
Потом поражение, но Киль всё равно остается неформальной военно-морской столицей Германии, впрочем оспаривая это звание с Вильгельмсхафеном.
Второй взлет происходит во время Третьего Рейха: сперва Гитлер тут размещает основную базу подводных сил Германии, формируется флотилия «Веддинген», размещаются учебно-тренировочные подразделения, потом и штаб. И снова Germaniawerft работает с гигантской отдачей – 131 подводная лодка сошла с её стапелей в 1935-1945 годах! Из Киля уходит в свой эпический поход на U-47 Гюнтер Прин, отсюда уходят многие германские подводники на боевую службу в Атлантику и к берегам Норвегии, пока кригсмарине не получает удобные базы во Франции. Тут же строится первый и единственный германский авианосец «Граф Цеппелин», у которого оказалась на редкость печальная судьба. И тем не менее, в Киле всё равно базируется мозговой центр подводных сил Кригсмарине, конструкторская мысль, бесценные кадры судостроителей.
Килю в итоге достается на всю катушку: 83% города американцы и англичане вбомбливают в каменный век. Верфи в руинах, базы подлодок тоже, город разрушен. Да, такова судьба центров Силы, если страна терпит поражение.
Тем не менее, мозги германских корабелов никуда не исчезают, и все равно верфи возрождаются, порт тоже, так что и сейчас Киль – это воплощение морской души Германии. Тут проводится всемирно знаменитая Кильская Регата, тут снова строятся большие корабли.
* * *
Неудивительно, что Киль был одной из главных целей нашего путешествия.
Мы вернулись с поездки на Кильский канал и припарковали машину прямо в центре, благо уже истекал платный лимит парковки. Солнце заходило и освещало залив Хорн («Рог») оранжевым светом.
Я вышел на площадь у порта и не верил глазам своим: я в Киле! Что, правда? Не снится ли мне это? Вот дорога, машины едут, а вот рядом огромный корабль высится. А через бухту циклопические сооружения верфи HDW (как потом оказалось – на этих площадях и была «Германиаверфт»). И тут же парусник плывет.
Словом, почти фантастика!
А вот магазин в Киле. Антураж соответственный!
Не забудьте, что Киль – город портовый. А значит, тут моряки. Они тоскуют в рейсе. А значит, им нужно много любви. Город даёт им эту возможность: вон, видите горит: Zimmer frei. Ну да, в борделе «Капитан Флинт» циммер фрай, губки красные горят, номера свободны, можно любить в меру своих сил и финансов. Для особо непонятливых дублируется ещё и по-английски: Love Center. Ага, йопть, невозможно не понять :)
А этот печальный, сосредоточенный, но очень хорошо сложенный парень стоит на главной площади города напротив Ратуши. Какие-то пацифисты ему туда приделали красный флаер с антивоенным немецким ругательством. Во дураки-то :)
Прошлись по пешеходной улице (жаль, темнело, я очень хотел до вокзала дойти – но не срослось), потом повернули к пассажирскому порту. Смотрим, дом, улица, а в конце улицы - кораблег стоит такой... очень немаленький. Ну прям как у нас в Питере где-нибудь на Ваське на 15-й линии. Очень колоритно.
Подходим к кораблику сему.
И – о, где ты, маэстро Сальвадор Дали! – на наших глазах кораблик начинает медленно и бесшумно сдвигаться за тот коричневый дом, но задом!!! Просто сюрреализм! Мы прям рты открыли от изумления, изумленно наблюдая за процессом. На середине его, впрочем, я опомнился и включил на фотике клип – он до сих пор поражает моё воображение, в динамике. Как только кораблик задвинулся за дом и исчез, мы поплелись к своей машине, потрясённые. К той поре уже почти стемнело.
А это военный корабль бундесмарине (снабжения? Или плавреммастерская?) в сухом доке HDW. Снимок сделан с максимальным зумом.
К сожалению, друзиа, снимков с Киля мало – я в основном ходил и впитывал, смотрел и любовался, так что фотоистория с этого вечера невелика, увы. Да и поездка на Кильский Канал отняла у нас немало ценного времени.
А теперь пора направить наши стопы обратно в эпический пенсион при верфи. Да, жрать, товарисчи, хотелось. А хозяин обещал нас и ужином накормить, типа с эксклюзивным пивом.
Продолжение следует.
Подготовка: 1. Как все начиналось
День 1: 2. Вхождение в Евросоюз •• 3. Финская столица •• 4. Ж-д вокзал Хельсинки •• 5. От Маннергейма до Сибелиуса •• 6. Вечерний Хельсинки
День 2: 7. Путь на Свеаборг •• 8. Крепость Свеаборг и подлодка «Вессикко» •• 9. Свеаборг: церковь-маяк и Military Zone •• 10. Хельсинки – Ханко (Гангут) •• 11. Superfast VIII: погрузка, выпивка, отход
День 3: 12. Путь по Балтике •• 13. Прибытие в Росток с феерическим закатом •• 14. Игра в померанские прятки
День 4: 15. Фалькеншаген – Любек. Первый автобан •• 16. Ганзейский город Любек •• 17. Любек – Киль – Кильский канал
Общее: Карта автопробега
Journal information