Фрагмент потолочного плафона в зале ожидания
2. Поскольку вокзал строился - точней, радикально перестраивался - в 1912 году, в очень модном тогда "русском" стиле, отсылающем нас к мотивам допетровской Руси, то и детали здания несут отпечаток такого подхода. Вот, к примеру, вид навершия над центральной частью, с соответствующим оформлением.
3. Чешуйчатые "дозорные башенки" по бокам...
4. ...Окна, отсылающие нас своим оформлением к теремам и светёлкам...
5. И оформление центрального фронтона со стороны привокзальной площади.
6. Металлическая композиция "с орлами" на самом верху: в сторону привокзальной пл..
7. То же самое, с надписью, но со стороны пассажирского перрона и морвокзала. Обратите внимание на две детали: на стильное оформление водосточных труб и на то, что год указан не 1912, а 1910: это год начала генеральной реконструкции вокзального здания.
8. Георгий Победоносец над одним из боковых флигелей.
9. И герб исторической Приморской области над входом в южный флигель, со стороны привокзальной пл.
10. Оформление входа в вокзал. Что интересно, двери остались оригинальные - несмотря на добрый десяток сменившихся тут самых разнообразных властей :)
11. Двери, покрупнее.
12. А теперь заходим внутрь. Вокзал расположен между пассажирскими платформами, поэтому, идя в другие помещения, нужно поворачивать вбок. А если прямо - то выход на другую платформу, что ближе к морю и морвокзалу.
13. Стены по периметру украшены вставками из глазурированных плиток - тоже на "русские" мотивы, как и здание вокзала.
14. Стиль люстр (почти везде такие).
15. Оформление внутренних дверей (эта - в кабинет начальника вокзала).
16. В помещении вокзального буфета - две исторические композиции наверху: одна с Муравьёв-Амурским,
17. ...а вторая - с Петром Великим. При чём тут Пётр, я не совсем понял, если честно - в этом конкретном случае гораздо лучше бы подошёл Александр III, как основатель Транссиба.
18. Посмотрим из вокзального окошка наружу...
19. ...и пойдём дальше, в центральный зал ожидания. Оформление пола тоже подобрано в общий стиль.
20. Зал ожидания, с колоннами (конечно, они вряд ли несущие - это просто для украшения). На потолке - огромная сложносоставная композиция.
21. Другой ракурс с колоннами.
22. А теперь немного подробней рассмотрим потолочную композицию. Она уже современная, создана в конце 90-х.
23. "Московская сторона", справа. Обратите внимание, что башни - с орлами.
24. "Московская сторона", слева. На заднем плане - Ярославский вокзал, начало Транссиба.
25. "Дальневосточная сторона", справа. Тигровая сопка ещё не застроена монстрами, но позднесоветский обком партии уже есть. И, конечно, тот самый вокзал, по которому мы сейчас и ходим. И километровый знак, который сейчас заменён стелой.
26. "Дальневосточная сторона", слева. Центральная площадь города, а вдали - стоянка кораблей Тихоокеанского флота. Тут же - мужички, лошади и условный в вакууме тоннель.
27. В торце зала - питьевой фонтан. Реально питьевой, я его прекрасно помню даже по 1987 году, когда набирал в нём воду, ожидая подхода "Марии Ульяновой" к морвокзалу. Только верх с 2-главым гербом воссоздали в 90-е.
28. Верхняя часть, над фонтаном.
29. Теперь проходим дальше и спускаемся немного вниз.
30. Вот такое "русское" оформление и входов в другие помещения. Выдерживается единый стиль.
31. Открыли мне железнодорожники (поскольку снимал я вокзал под эгидой РЖД) и те помещения, куда сейчас пассажиров не пускают. В частности, огромный зал бывшего ресторана "Прибой", который закрыт уже лет этак 18. Я его помню открытым только по советскому времени, и то довольно смутно.
32. Зал действительно шикарный, стильный и сейчас подреновированный.
33. Очень интересно этакое, "псевдообъемное", оформление стен. На фото эффект не чувствуется, но в реале производит весьма сильное впечатление.
34. Угловые завершения тоже интересны.
35. Малый потолочный плафон в ресторанном зале.
36. И большой (не целиком, увы...).
37. Кроме превалирующего русского стиля, есть и элементы модерна, тоже современного тому времени стиля - в частности, классически "растительное" оформление парапетов и лестничных пролётов.
38. Оформление лестничных маршей (это - выход в камеру хранения).
39. И тут тоже - "русские" теремные мотивы. Стиль везде выдерживается, даже в мелких деталях.
Это далеко не полная картина "внутренностей" - отснял вокзал я кадров на 300, спокойно, методично и вдумчиво; за доступы в разные интересные его углы спасибо железнодорожникам, местным и московским из ЦОС РЖД. Но данная подборка хотя бы даст общее впечатление об одном из русских транссибирских вокзалов-дворцов.
Продолжение следует.
Journal information