Личное впечатление от лодки: страшная теснота, предельная нашпигованность оборудованием и минимум обитаемости. Я побывал за свою бытность на четырех ПЛ времен Второй Мировой войны, но тип VII, безусловно, рекордсмен по использованию каждого кубометра внутреннего пространства. Особенно в этом плане впечатлил центральный пост.
А всего «Семерка» состоит из шести отсеков, из которых центральный пост отделяется от других сферическими переборками (рассчитанными на давление 10 атм со стороны вогнутости), остальные же отсеки соединены овальными дверями большого для ПЛ размера, которые легко пробежать с разбегу. Центральный пост служил отсеком-убежищем в случае подводной аварии, а остальные отсеки сохраняли герметичность только в случае надводного происшествия или повреждения.
Вся лодка в пост не влезет (около 85 снимков), и мне пришлось делать три поста: первый – кормовые отсеки (6-й и 5-й), второй – центральный пост и «Потсдамерплац» (4-й и 3-й), и третий, заключительный – носовые 2-й жилой и 1-й торпедный отсеки. Фотки готовятся.
Есть и предложение ко всем камрадам.
Часть девайсов лодки мною не опознана или я в сомнении, поэтому пишите в комментах то, что можете точно опознать и обьяснить – а я буду добавлять это в основной пост, только зеленым цветом шрифта, чтоб можно было видеть поправки. Также буду признателен за поправки основного текста - конечно, аргументированные.
Наш путь начинается с кормовых отсеков – 6-го (кормового торпедного и электромоторного) и 5-го (дизельного): так уж построен обзор в U-995.
Ну, что, заходим внутрь маленького, но грозного океанского хищника?
Схема лодки; стрелка указывает направление нашего движения по отсекам.
Электромоторный и кормовой торпедный отсек
В 6-м отсеке, кроме двух электромоторов и торпедного аппарата, были установлены два компрессора ВВД: электрический - по левому борту и дизель-компрессор Юнкерса - по правому. Здесь же находились посты энергетики, ручного управления вертикальным и кормовыми горизонтальными рулями. Под палубным настилом между электромоторами размещалась запасная торпеда, ближе к корме - кормовая дифферентная и торпедозаместительная цистерны. В крыше отсека имелся торпедопогрузочный люк. В конце войны в отсеке появилась еще одна труба небольшого диаметра с передней и задней крышками - метатель имитационных патронов Больда.
Фото 1. Кормовой торпедный аппарат (открыт).
Слева - дизель-компрессор, справа – электрический компрессор. Оба служили для получения сжатого воздуха (ВВД).
Фото 2. Общий вид 6-го отсека. Слева и справа – пульты управления E-машиной (электромоторами для подводного хода), в глубине – торпедный аппарат.
Фото 3. Дизель-компрессор ВВД.
Фото 4. Пульт управления ТА. Установка доворота торпеды, установка глубины хода и рукоятка аварийного пуска (так?)
Фото 5. Наверху отсека. Клапана продувки балластных цистерн?
Фото 6. Группа манометров.
Фото 7. Машинный телеграф (команды с центрального поста).
Для обычного движения под водой использовались два двухъякорных электродвигателя мощностью по 375 л.с. фирм Siemens, AEG или Brown Bovery. Как и на советских подлодках, дизели и электродвигатели соединялись с линией вала при помощи механических муфт. Аккумуляторная батарея состояла из 124 элементов типа 27-МАК 800W, позднее 33-MAL 800W, которые размещались в двух ямах.
Подводная дальность в зависимости от типа аккумуляторов составляла 130-150 миль при скорости два узла, либо 80 миль - при 4-узловой скорости.
Фото 8. Пульт управления электромотором. Группы приборов верхнем ряду указывают на текущий уровень заряда аккумуляторных батарей.
Фото 9. Штурвалы ручного управления вертикальными и горизонтальными (кормовыми) рулями.
Фото 10. Нуждается в расшифровке.
Дизельный отсек.
Практически весь объем 5-го (дизельного) отсека над палубным настилом занимали два дизеля. Здесь же размещались баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей и баллон с углекислотой для тушения пожаров, что при эксплуатации дизелей было не таким уж редким явлением. Весь остававшийся свободным от фундаментов дизелей в нижней части отсека объем занимали масляные цистерны.
Фото 11. Общий вид дизелей. Вверху (красный) – вентиль перекрытия клапанов поступления воздуха к дизелям при срочном боевом или аварийном погружении.
Фото 12. Архивный снимок дизельного отсека.
Энергетическая установка «семерки»- два шестицилиндровых четырехтактных дизеля марки F46 фирмы Germania Werft (на большинстве лодок) или аналогичных двигателя марки M6V 40/ 46 фирмы MAN. Мощность дизеля на серии VIIA составляла 1160 л.с., на последующих - 1400 л.с. Максимальный ход под дизелями составлял 16,9 узла, под дизелями и электромоторами - 17,4 узла. Дизеля фирмы Germania Werft считались хоть и менее экономичными, но гораздо более надежными, однако отказаться в условиях массового строительства лодок от MANов немецкие кораблестроители так и не смогли.
Дальность плавания 12-узловым ходом равнялась 6.500 милям, но при дизель-электрической передаче 9-узловым ходом возрастала до 10.000 миль.
Нормальный запас топлива (во внутренних цистернах) составлял 62,14 т, полный в топливных и топливно-балластных цистернах 105,3 т, максимальный в топливных, топливно-балластных и уравнительной цистерне - 113,47 т.
Запас пресной воды - 3,8 т, масла - 6т, кислорода - 50 литров. Средняя автономность для всех торпедных модификаций находилась в пределах 40 суток.
Фото 13. Два парных вентиля над дизелями (черный и красный). Нуждается в расшифровке.
Фото 14. Вид дизеля GermainaWerft.
Фото 15. Нуждается в расшифровке.
Фото 16. Левый прибор: обороты гребного винта. Правый – машинный телеграф (команды с центрального поста).
Фото 17. Правый рычаг – запуск дизеля (?). Левый: нуждается в расшифровке.
Фото 18. Вид в глубь дизельного отсека без вспышки.
Фото 19. Перед переборкой в 4-й отсек. Нуждается в расшифровке.
PS. Характеристики ПЛ взяты с книги М. Морозова «Германские подводные лодки VII серии» и сопроводительных табличек внутри U-995; цветные фото – все мои, черно-белые архивные фото 1940-1943 гг. прислал vugluckr.
Продолжение следует (центральный пост и «Потсдамерплац» лодки).
Journal information