Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

Стамбул. "Азиатский" вокзал Хайдарпаша

Есть в Стамбуле и азиатский вокзал, стоящий на восточном берегу Босфора - Хайдарпаша (Haydarpaşa). Он младше своего европейского брата Сиркеджи на 20 лет, зато заметно его крупней. Собственно вокзал тоже проектировался немцами - Отто Риттером и Гельмутом Куно, и построен на искусственном насыпном полуострове, в 1906-1908 годах. С двух сторон его окружают пристани босфорских паромов, поэтому удобней всего туда попадать из центра города именно водой.
* * *
Вокзал Хайдарпаша - "сын" большого геополитического проекта под названием Bagdadbahn. Это было то время, когда пассионарные немцы под водительством молодого кайзера Вильгельма II лезли буквально во все мировые щели, чтобы транслировать влияние своей державы и грамотно вкладывать средства Второго Рейха в перспективные проекты. Увядающая Османская империя, в отличие от империи Российской, в тот момент уже не имела сил строить крупные проекты сама, поэтому немецкая концессия была очень кстати - для того, чтобы соединить плохо связанные куски огромной страны воедино. И, если бы не Первая Мировая, быть бы Хайдарпаше имперским вокзалом с маршрутами поездов, которые сейчас звучат для нас экзотически - на Багдад, и далее к побережью Персидского залива; на Иерусалим, Медину, Дамаск и Каир (с пересадкой в Сирии на узкую колею). Но - не сложилось, и вокзал после распада империи стал занимать более скромную роль. Да, и так бывает в истории...

"Морской" фасад вокзала, со стороны Босфора


Вот карта, которая показывает, у какой линии вокзал Хайдарпаша должен был стать начальным пунктом. Красная - Bagdadbahn, фиолетовая - Хиджазская ж.д., которая вела на Аравийской полуостров, в Медину к святым местам.


2. Коли вокзал расположен на берегу пролива, давайте на него "приедем" водой. Это сделать очень легко - пришёл на пристань в европейской части города, нашёл маршрут, ведущий на Хайдарпашу, дождался рейса, нажал акбилем на турникет, занял месте на палубе и через 20 минут - мы на месте! Рейсы днём ходят часто, как бы даже не каждые 20 минут.
С водной глади Босфора вокзал виден хорошо, как приметный ориентир. Вон он возвышается, в левой части кадра.


3. Приближаемся. Как видите, вокзал вдаётся в море, окружён им с трёх сторон, а пассажирские пристани имеются с двух сторон.


4. В виду вокзала паром делает эффектный разворот, почти на 180 град., и вот мы причаливаем.


4a. Визуально вокзал смотрится массивно и даже несколько тяжеловесно.


5. Центральный фронтон с часами и эмблемой. В конце 2010-го крыша вокзала сильно горела, эффектные кадры пламени над берегом Босфора год назад обошли ж/д ресурсы, поэтому сейчас наверху идёт восстановление и реставрация.


6. А мы плавно подходим к "своему" причалу. Их тут несколько, назначением на разные пункты европейского берега - и северней Золотого Рога, и южней. Кстати, на этом кадре хорошо видна и доминанта св. Софии, вдалеке, на европейском берегу (слева). Когда-то этот легендарный константинопольский силуэт примерно в таком же ракурсе видели и разные варвары и азиатские захватчики, подходившие с армиями на азиатский берег Босфора.


7. Разумеется, у вокзала есть и свой паровоз-памятник, как и у Сиркеджи. Ну как же без этого?


8. И попутно - турецкая свадьба. Свадьба - это хорошо, увиденная по приезде на незнакомый объект она всегда несёт удачу. Обратите, кстати, внимание, что традиция наряда невесты - совершенно европеизированная, наряд открытый.


9. Тут же, у паровоза, и стенд с Отцом Турок. Если он где-то был, и что-то принимал/открывал, то значит, непременно увековечен.


10. Оглянемся назад, на другой берег небольшого заливчика у азиатского берега пролива. От главного фарватера Босфора нас тут отделяет длинный волнолом.


11. У "лицевого" причала находится какой-то павильон в восточном стиле, возможно, это бывшая султанская парадная пристань. В общем, я не выяснил.


12. Заходим внутрь?


13. Внутри вокзал оформлен чрезвычайно красиво. И что интересно - как и его европейский брат Сиркеджи, он абсолютно аутентичен в деталях. Часы, двери, окна - всё того времени, всё "честное". Это видно, не спутать с новоделом "под старину".


14. Конечно, оформление несёт печать belle epoque - ведь вокзал строился в 1906-08 гг.


15. Ещё один вид "приморского" зала.


16. Декор - эпохи модерн. Он хорошо ложился в ограничения османской эпохи, которая тогда была строго мусульманской.


17. Тут я понял, насколько нам повезло, что мы приехали сюда на закате. Эффекты от низкого солнца, находящегося ровно напротив морского фасада, были потрясающие. Вы увидите это и на последующих снимках. Так что рекомендация любителям - приезжайте сюда в конце солнечного дня, чтобы увидеть и эффекты на витражах, и восхитительный босфорский закат.


18. Часы. Они тоже честные, без подвоха и новодельности.


19. Проходим через "приморский" зал к поездам.


20. Вокзальное здание окружает более поздний крытый выход с трёх сторон.


21. Оформление вокзальных касс (стёкла, рамы) - тоже старое. Как и у нас на Витебском. Молодцы!


22. А вот и эффекты босфорского заката внутри здания. К сожалению, фото их передаёт лишь частично - это надо просто видеть, вживую.


23. Вокзал тоже тупиковый, дальше поездам хода нет. Конечно же, в конце путей стоят обязательный Ататюрк. Но тут изречение уже другое.


24. С дальними поездами здесь намного лучше, чем на Сиркеджи - ведь вокзал обслуживает всю азиатскую Турцию, до самого Карса. Тут их достаточно много. Ну, конечно, не так, как на московских-питерских вокзалах, но всё же примерно половина от трафика, скажем, Киевского вокзала столицы. По моей примерной оценке.


25. Интересный девайс в самом конце тупика, у хвостового вагона.


26. Оглянемся назад, на Ататюрка и тупиковые буфера.


27. Через боковой выход можно прямо от поезда, не доходя до здания, выйти к берегу залива.


28. А вот вид на вокзал и этот выход (крайний справа) с пристани Кадыкёй.


29. Вагоны все покрашены однотипно, нет никаких отклонений от цветовой схемы, даже у фирменных экспрессов.


30. Экспресс на Анкару. Тут их два вида - дневные и ночные (спальные). Ночные выходят в 22:30 и около 7 утра приходят в турецкую столицу. Примерно, как и маршрут Москва - Питер.


31. Оглянемся ещё раз назад, на пылающие закатные эффекты.


32. Ну что же, возвращаемся обратно с платформы. Снова красивые закатные эффекты, через витражи.


33. Пройдём в зал ожидания, историческими интерьерами.


34. Всё сохранено как было, даже деревянные панели, двери, фурнитура. Видно, что они аутентичные.


35. Затем я пошёл смотреть расписания, и даже присмотрел себе подходящий поезд через всю страну. Вот, до Карса - ехать полтора суток, два световых дня и ночь. Есть и длинней поезд - 3059 км до Тегерана, с переправой ж/д паромом через озеро Ван. Это, как я понял, единственный международный рейс сейчас. Раньше были ещё и на Ирак по трассе Багдадской ж.д., и на СССР в Москву, через погранпункт Ахурян. От Карса до Ахуряна рукой подать. Возможно, и на Сирию (впрочем, в этом я не уверен).


36. А мы выходим обратно к босфорскому берегу, и любуемся на закат... Так что, приезжайте сюда именно на закате, тут очень красиво!


Продолжение следует.

0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша
Tags: Константинополь, Турция, архитектура, железные дороги, паровозы
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →