На снимках той техники, которая мне точно не известна - вопросы. Вы можете их снять, написав в комменты точные марки и года.
Строгий и стильный дизайн "Эстонии-2". На шкале - загадочные Хилверс и Ренн, Сундсвааль и Бург, Атлон и Б.Бистрица...). Прибалтийская школа дизайна радиотехники была, пожалуй, самой сильной в Советском Союзе
2. Сперва, традиционно, общая диспозиция. Так выглядит вторая комната "советской" анфилады музея. Тут-то мы и будем смотреть содержимое.
3. Для затравки - большой напольный бусурманский комбайн AEG. Видимо, 1950-е или даже 1940-е.
4. За ним - целая батарея продвинутых портативных патефонов 1940-х, которые предшествовали первым проигрывателям.
5. Этот сверхпортативный патефон - предположительно 1943-го. Как сказал смотритель, "фронтовой" вариант - для проигрывания музыки в стеснённых условиях блиндажей. Пластинка на нём стоит, конечно, гораздо более поздняя.
6. Солидный магнитофон "Днiпро".
7. ВЭФ-Супер М-557, 1946 г., Рига
8. Самое интересное тут - шкала. Стильная и интересная - названия городов можно читать, как повесть. Катовицы и Скоттридж, Копенгаген и Керби, Сталино и Лейпциг, Тирасполь и Винница... Ну вот скажите мне, кто сейчас напишет Винницу на современной технике? А тогда писали :-)
9. Экзотический гибрид бобин и пластинок - "Казань-2".
10. С интересом рассматривал конструкцию - ранее такого чуда не приходилось видеть. Да и дизайн неплох.
11. Ещё один гибрид - магнитофон-радиограммафон Эльфа-6, Вильнюс. Выпускался в 1956-1957 гг. . Этот вообще загадочен - а куда же наматывалась плёнка с первой бобины?
[бобины были расположены соосно - как на вертолетах Камова]
12. Эстония-2. Фрагмент шкалы с неё послужил заглавным фото этого поста.
13. "Ригонда" - серьёзный аппарат 1960-х. По стилю и решениям интерфейса - почти абсолютная советская классика. Прибалты - сильнейшая школа в СССР по дизайну техники, на мой взгляд. Жаль, что сейчас дети и внуки тех творцов собирают клубнику и огурцы на плантациях Ирландии и Дании, полностью разгромив предприятия-кормильцы. Впрочем, таков выбор истории.
14. Фрагмент панели управления и шкалы "Ригонды". Обратите внимание, как красивое решение подстроек частот, высоких и низких. Прямо залюбуешься! И не вполне понятно, что означает выбор "широкая полоса".
UPD: Широкая полоса- на средних волнах при наличии мешающей соседней станции можно было сузить полосу - звук становился менее помеховый (шипения и треска и влияния соседа было меньше) и и обратно - если рядом станции нет - ШП она давала более богатый звук по верхним частотам (medlenic)
15. Ещё один сильный представитель прибалтийского дизайн-стиля - радиоприёмник "Фестиваль", 1958 г., рижский завод "Радиотехника" им. Попова. Совершенные пропорции, выверено всё, вплоть до торцов. Есть и "волшебная" зелёная лампа, слева.
UPD: "Фестиваль" имел то, чего не было ни у одного аппарата ламповых времен в СССР: автоподстройку частоты. Она работала на приводе с мотором (!), крутившим подстроечный элемент (кажется, магнитную катушку с сердечником, но могу и соврать, забыл уже). Это была ФАНТАСТИКА по тогдашним временам. И стОил он космически дорого. Ценится и по сей день. Звук у него был... Непередаваемый (medlenic)
UPD2: "Фестиваль" имел не просто подстройку частоты. У него было дистанционное управление - выносной пульт с проводом метра 4 длиной. Регулировалась настройка и громкость. Первый приемник высшего класса в СССР. У меня в кабинете такой стоит и работает. Пульт утерян к сожалению (sergei_o)
16. Громкоговоритель со встроенным ручным календарём. По себе помню, насколько стойка и приятна привычка в начале нового дня настроить новое число, перед утренним кофе :-)
17. Тоже шкала, но, кажется, не нашего представителя. Но я обожаю шкалы с городами и всегда их снимаю, если можно :-)
UPD: VEFON M617 - еще довоенная и "досоветская" VEF-овская модель:
http://www.radiomuseum.org/r/vef_vefon_m617.html
У VEF были следующие марки, "от простого к сложному" - Vefdet, Vefar, Vefel, Veftrio, Vefsuper, Vefon, Veflux, Vefluxus. Vefsuper - это "круглошкалики" (потом они - с сильно упрощенным оформлением - назывались "Балтика", такой приемничек стоит внизу на 21 фото), Veflux - это большие настольные приемники 1-го класса. Продолжение серии - это "Латвия" и "Мир". Vefon, соответственно, что-то среднее - между 1 и 2 классом по ГОСТу 1951 года (Шура Люберецкий)
18. Окончание "советской" анфилады. Если уходить налево - там выход, и замыкается круг осмотра.
Теперь пройдёмся по романтической заре эры телевизоров. Многие из них тогда представляли собой настоящие творческие произведения технического дизайна.
19. Ленинград Т-2. Телевизор с радиоприемником многодиапазонным и с УКВ-диапазоном.
20. Легендарный "КВН-49-4". Эпоха в телевидении. Первый массовый телеприемник, продавали до начала 60-х.
21. "Луч"
22. "Рекорд-Б", начало 1960-х.
23. Тоже КВН-49-4, с водяной линзой. Наливаешь в специальное приспособление воду из-под крана - и вот, изображение стало большое! :-)
UPD: В линзу телевизора нужно было наливать не водопроводную, а дистиллированную воду. Покупали в аптеке - дед рассказывал. Иначе в линзе появлялся ржавый налет, который трудно было устранить (ugeen_omsk)
UPD2: Линзы были двух типов: круглая (сферическая) и прямоугольная, как здесь (medlenic)
24. "Немец" Grundig-340 с дизайном уже 1970-х. Налицо уход от вычурности и плавности к угловатости и нарочитой лаконичности.
25. Ещё один патефон, из серии поздних.
На сладкое - немного "рубашек" пластинок-гигантов. Эту тему можно было развернуть намного больше, на целый большой пост (там целый клондайк такого добра), но у меня нет сил на это, а посему - только немножко сочного.
26. Классика начала 1980-х. И у меня такая пластинка была.
27. Эпоха тотального увлечения "французской булкой, которую мы потеряли". Обратите внимание, даже сугубо советский праздник 23 февраля написан славянским шрифтом.
28. Оборотная сторона этого же диска (см. №27). В джентльменский набор "булочников" входило изображение анти-ангелов в краснозвёздных будённовках из преисподней, в масках с рвущими душу трубами. Samowar и красные штаны - в комплекте. А что вы хотите - 1991-й год, во всей красе.
29. Начало 1980-х, эпоха повального увлечения итальянцами.
30. Это уже вторая половина 1980-х. Худсоветы ещё худо-бедно, но существовали.
31. Фрагмент оборотной стороны.
32. У этого диска состоялся интересный диалог с zhembura:
- Слушай, ты эту Люсю Розанову помнишь по тем временам?
- Нет...
- И я нет. Но, может, где-то хоть раз слышал?
- Нет...
- И я нет. А она есть!
33. А это уже диски эпохи отмены худсоветов и проклятущей советской цензуры, злобно угнетавшей исполнителей.
34. Поскольку цензуры уже нет, то творческая кислотная мысль - на высоте!
35. Впрочем, не буду вас сильно мучить Перестройкой и Катастройкой, так что закончим наш фоторассказ на нейтральной ноте с присутствием цензуры. Пола Абдул.
Засим откланиваюсь, и - спасибо за внимание!
Апрелевский Музей, предыдущие части:
Апрелевский праздник ретрограда
Апрелевская барышня
Музей, эпоха Империи (1)
Музей, эпоха раннего и среднего СССР (2)
Journal information