(The Times, 15/02/2012)
В эпиграф поста я не зря поставил изречение Майкла Биниона, колумниста The Times: именно так англосаксы представляют себе чуждый и совершенно непонятный им мир православно-постсоветской цивилизации, раскинувшейся даже сейчас, после геополитических потерь распада СССР, от трофейного Калининграда и до самой Камчатки. И там, да, есть совершенно невероятные поезда, неторопливо идущие по своему маршруту ажно целую неделю. Понимаю, что это обстоятельство никогда толком не уложится в мозгах среднего жителя туманного Альбиона. Неважно, что чай может быть не обязательно слабым, что вагонные угольные "самовары" лет 15-20 назад ушли в небытиё; неважно, что они не шипят ночью - а абсолютно бесшумны. Важно, чтобы пугливый британский читатель проникся до коленок и даже пяток транссибирской экзотикой холодной тундровой Сайберии :-)
* * *
Ну а мы продолжаем поездку на фирменном "Байкале" сообщением Иркутск - Петербург, повествование о котором остановилось на западно-сибирской станции Мариинск. В этой части мы скоротаем вечерок перед Новосибирском, плотно поужинаем, а также проникнемся великим и ужасным Новосибирским вокзалом, третьим по величине в Евразии после Пекинского Западного и Берлинского Главного; грозой говнозеркалочных фотографов и вообще всех скрытых шпиков, нагло покушающихся на его великолепные внутренности.
Новосибирский вокзал, великий и ужасный - признанный центр транссибирской шпиономании
2. После Мариинска солнце начало клониться к закату, пейзажи за окном стали красивее и рельефнее. Через полтора часа мы достигли станции Анжерская, что расположена в шахтёрском городе Анжеро-Судженск. Стоянка пять минут.
3. Вблизи станции промелькнул и мемориальный паровоз - дежурная "Лебедянка", самый распространенный паровоз-памятник после серии Э. Конечно, на тендере была надпись, которую прочесть из-за скорости уже не удалось.
4. И огромные элеваторы - непременная принадлежность средних и больших станций хлебной Западной Сибири.
5. Затем принесли заказанный мною суп, салат и второе. Суп был снова в керамической чашке, как и в первый вечер, а до этого приносили в пластиковом поддоне - загадочная закономерность этого чередования так и не была мною понята, до самого Питера.
6. На второе я выбрал рыбу с картошкой. Красивую белоснежную скатёрку с байкальской "чайкой" мы свернули к окну на время обеда и питались на иркутской "Комсомолке", по-простодырому.
Напротив меня ехали мама с дочкой, которые сели ещё в Усолье-Сибирском. Маме было на глазок около сорока, ухоженная и аккуратно одетая женщина, а дочке порядка пятнадцати - она всё время лежала наверху и чем-то там игралась на ноутбуке. Им тоже принесли еду - в общем, получалась почти что общая трапеза. Поев обжигающий суп, ко второму с рыбой я достал из рюкзака заветную фляжечку и из вежливости предложил принять зелие также и соседке. Она согласилась и достала кружечку. Я налил туда коньячку и обратил внимание, что кружечка-то - с эмблемой "Норникеля".
- О... Работаете там?
- Мнда... в его структурах, - неопределенно ответила соседка, заминая тему, и я не стал дальше это расспрашивать. Зато разговорились на тему поездов и самолётов. Меня интересовало, зачем такие продвинутые люди пользуются поездом (особенно памятуя частые истерики жж-шной аудитории, состоящей в основном из рейлофобов и прыгающе-скачущих по заграницам конченых авиафилов).
- Так зачем вам поездом, ведь двое суток до Новосиба? Поехали в Иркутск и улетели, два часа - и на месте (от Усолья - periskop)
- Да ну! Какое два часа. Уйдёт больше полсуток, да ещё и измучишься. И денег в полтора раза больше, чем даже в фирменном.
- Разве столько?
- Ну до Иркутска три часа электричкой, потом такси до аэропорта. Там выворачиванье карманов и обуви, регистрация, ждать-догонять. Вещи лимитируются. Потом да, два часа. А там ещё и с Толмачёво добираться. Вот и выйдёт ещё хуже. Я-то привыкла фирменными, "Байкалом" или "Россией" - заплатил, но зато спи и ешь. И публика фильтруется ценой. Меня более чем устраивает.
- Гм, интересно. А я думал, все продвинутые обязательно летают.
- Не, далеко не все. Правда, неудобно! Лучше приличный поезд. Мы, можно сказать, постоянный клиент, у меня в Усолье мама...
7. Мы ещё долго разговаривали, пока не поезд снова не стал замедлять ход. Так, это станция Тайга, где ответвление на Томск. Погулял там, но на вокзал не пошёл - проводница предупредила, что стоянка сокращена. Ладно...
Потом прилёг немного вздремнуть, часа на три, поставив на мобильнике будильник - Новосибирск ожидался около часа ночи местного, и двух красноярского, по которому я ещё строил день.
8. Наконец, в 00.40 ночи местного времени, наш поезд втянулся на третий путь Новосибирска-Главного. Сбоку маячил гигантский вокзал. Стоянка - 43 минуты, многое успею! Я приготовил с собой оперативную камеру, рассудив, что в огромном вокзале ночью за ограниченный кусок времени я успею только лишь понять общее расположение помещений, залов и наиболее "вкусные" объекты для нормальной съёмки. Поэтому тяжёлый Пентакс брать с собой не стал. Также засунул в карман сложенные вчетверо копии разрешений на съемку от РЖД (и как оказалось, очень даже прозорливо поступил!).
9. Новосибирский вокзал монументален снизу доверху: даже подземные тоннели выложены роскошной плиткой и вылизаны до нездорового гладко-глянцевого блеска. Такое ощущение, что они решили переплюнуть тоталитарных уборщиков из страны батьки Лукашенко.
10. На входе в нижний зал-накопитель меня ждали рамки с металлодетектором и суровые насупленные охранники. Да... это вам не вальяжные халявщики Иркутска и Красноярска, тут сурррово! Увидев камеру с открытым объективом, старший охранник сразу же без обиняков заявил:
- Тут нельзя!!!
- Мне можно, - скромно улыбнулся я, достав оригинал разрешения. - Если хотите, я вам оставлю копию!
Охранник изучал мою ксиву минуты две, при этом выражение лица постепенно изменилось с насупленного на жалобное - так ему невыразимо жалко было разрешать сьемку какому-то хрену, вышедшему с проходящего поезда, да ещё и среди ночи! Просто возмутительно же, такая наглость! Со вздохом отдав мне бумагу, он больше уже ничего не сказал, ни да ни нет - но я и не спрашивал. По диагонали стоял наряд ментов наготове, наблюдая эту сцену, но они на меня смотрели даже скорей благосклонно, нежели ведомственные охранники.
11. Первые минут десять я прошёлся по нижнему уровню, оглядывая закоулки и оценивая интересные ракурсы и объекты. Да, советское ар-деко 1940 года просто восхитительно! Вот толпы бы поменьше - странно, что в час ночи тут такие неслабые аншлаги. Краем глаза видел, что меня "пасли" охранники, но не вмешивались.
12. Затем я поднялся выше - на главный уровень, до кассового зала.
13. Именно отсюда был вход в монументальный Мегазал Ожидания №1.
14. На входе сидела суровая железнодорожная тётечка, тоже впавшая в нешуточный экстаз от намерения сьёмки:
- Гражданин! Тут нельзя-а-а-а!
- А вы позвоните дежурной по вокзалу!
Поскольку времени было мало, и препираться не было возможности, я ей лучезарно улыбнулся, просто вручил копию разрешения, и, оставив оторопелую вахтёршу наедине с этой бумажкой, удалился в Мега-зал. Да, днём бы тут было реально как дворец! Обойдя его по периметру, вернулся снова к тётечке:
- Извините, вам ещё нужна моя бумажка?
- Э-э-э... - пробурчала тётечка, ничего не говоря. Видимо, ещё находилась в ступоре от столь внезапного вечернего вторжения.
15. Особенно стильны тут были люстры, вместе с потолочными плафонами - я ходил и поражался, насколько они гармонировали с убранством залов. Причем они чередовались - белые-желтые, белые-жёлтые, и каждая мелкая деталька продумана. Вот это архитектура!
16. Фрагмент Мега-зала с люстрами.
17. А какие тут боковые светильники, на высоких мраморных вазонах! А восьмигранные колонны! М-м-м! Просто мечта поэта, ходить и восхищаться!
18. Далее я проследовал к центральному квадратному залу, через ещё одну вахтовую тётеньку - которая, однако, просто следила за мной глазами, как рыбка из аквариума, но пресечь мои съёмки не пыталась.
19. Квадратный центральный зал с огромными полукруглыми окнами и арочным потолком напоминал тропическую оранжерею, а пол был натёрт до такой нездоровой степени блеска, что я тщательно следил за собою, чтобы не поскользнуться.
20. Да-а-а... объем просто огромный! И как стильно смотрится, с тропическим-то лесом! Это вам не стеклобетонная унылость современного говнохайтека. Вона, демонша креативной рыволюции Божена Рынска давеча восхищалась мадридским вокзалом, в пику сранойрашке - так я подумал: Божена, лети в Новосиб! Тут то же самое, только ещё и с ар-деко :) Однако, не полетит она в такие ебеня - страшно далеко от явропп, да и суровые сибиряки могут случайно залезть под удобные и хорошо сидящие платья Le Petite S****...
Впрочем, ладно. Шутка юмора была выше, а сразу после сьёмки тропического леса меня остановили в третий раз:
- Постойте!!! Что это вы тут снимаете? По какому праву??? - холёная стройная бизнес-леди в форме с нашивками требовательно смотрела прямо на меня.
- Э-э-э... вот, - не в силах обьяснять в N+1-й раз, я просто вынул Волшебную Ксиву и протянул ей.
Нахмурившись, она снова читала и перечитывала её минуты две. Потом расслабилась и отдала мне:
- А приказа по вокзалу не было!
- Какого приказа?
- О разрешении внутри!
- Тут у меня на всё написано....
(вздохнув) - Ладно... - она махнула рукой и побежала дальше, даже не попрощавшись с ночным визитёром.
А я почувствовал, что как-то перебрал лимит на задержания и после центрального зала стал спускаться наружу.
21. Выбравшись на улицу, я облегчённо вдохнул ночной воздух с привокзальной площади столицы Сибири. Вон он, центральный зал с пальмами - как раз напротив. На вокзале табло показывало +11, на пригородном +13 - очень удобно, можно выбрать нужную температуру.
22. К цветомузыкальному фонтану у пригородного вокзала я уже не пошёл: оставалось семь минут до отправления, надо было снова по лабиринтам, через рамки, пройти обратный путь до третьего пути второй платформы.
Охранники у рамок проводили меня пристальными взглядами - впрочем, ничего уже не спрашивая, и я добрался до своего вагона.
Проводница:
- А мы вас уже потеряли! Куда вы так запропастились? Три минуты осталось!
- Да... - неопределенно ответил я - тут очень бдительные люди... Очень! Я полагаю, все шпионы на Транссибе обязательно проходят практику на Новосибирском вокзале, - и поднялся в тёплое чрево вагона.
Поезд тихо тронулся в чернильную ночь, а я сходил за чаем к кипятильнику, заварил его (соседи по купе уже вышли - тут же, в Новосибе) и попивая из стакана, задумчиво провожал взглядом огоньки на берегах Оби, проезжая по грохочущему длинному мосту. Транссиб уходил прямой стрелой в западно-сибирскую степь. Пора спать - с утра нас ждёт Омск...
Тестирование поезда "Байкал":
1. Краткое описание
2. От привокзальной площади к Колчаку
3. Иркутский вокзал, внутри и снаружи
4. Иркутск - Зима. Вагон "Байкала": осмотр и ужин
5. Восточное Красноярье и станция Иланская
6. Уяр - Красноярск. Красноярский вокзал
7. Боготол - Мариинск
8. Анжерская - Новосибирск
9. Татарская - Омск
10. Станция Омск и окрестности
11. Железнодорожный чай как часть русского менталитета
[все посты серии "Транссиб-120"]
Продолжение следует.
Journal information