Я бы не стал тратить время, но вопрос о БЖРК неожиданно стал обрастать всякой предвыборной мутотой текущего полемического плана, а меж тем это был один из самых эффективных носителей в стратегических силах СССР за всю их историю.
Поэтому вынесу из комментов мой ответ, чтобы остался у меня в анналах. Чую, ещё пригодится, когда в очередной раз новые полемисты будут обгаживать поезда с БЖРК.
Вот исходный тезис (который процитирован у Флинтера):
------------
4. БЖРК - "ядерные поезда".
В условиях закрытости СССР, когда информация о расписании была недоступна, когда любой объект железно-дорожной инфраструктуры был режимным (если помнишь, теоретически было запрещено даже из окошка поезда фотографировать), то ядерные поезда имели смысл. Сейчас их боевые качества минимальны: отслеживание их перемещений не представляло труда.
Мой ответ:
-----------
...идиотизм Наганова не отменяет того, что ряд процитированной аргументации - не меньший полемический идиотизм. В частности, про БЖРК.
Во-первых, согласие на их ликвидацию состоялось задолго до Путина, это результат сильного давления американцев, которым пошли навстречу.
Во-вторых, это чрезвычайно опасный для оппонента (и эффективный!) носитель. И именно поэтому - см. выше п.1.
Непонятно, зачем он сюда приплёл БЖРК?
В условиях закрытости СССР, когда информация о расписании была недоступна,
Большей для ж/д проблематики хуйни трудно изобрести. Явно видно, что он не в теме. Пассажирские расписания были твёрдыми, ниточными и издавались огромными фолиантами публичного доступа, ежегодно. Грузовые - ДСП, но проблема решается внедрением своего информатора в управления ж/д на диспетчерские позиции. Это не так сложно, для такого важного дела.
то ядерные поезда имели смысл. Сейчас их боевые качества минимальны: отслеживание их перемещений не представляло труда.
А вот тут - понеслась совсем полная херотень.
А. В мирное время БЖРК ходили по своим изолированным "усам", в угрожаемое время выходили на общую сеть доступа, расползаясь по магистральным ж/д. Они имели обычный номер грузового поезда, и информатор не мог вычислить его без прямого визуального наблюдения. Чтобы охватить наблюдением, нужно было бы иметь столько надёжных (не подставных) информаторов, сколько не может поднять ни одна разведка мира, даже самая мощная.
Спутники также не помогают: космофото статично, и в случае с постоянно движущимся БЖРК устаревает и теряет актуальность уже через 20-30 минут. Кроме того, поезд с удвоенными рефрижераторными секциями (каковыми выглядят ракетные вагоны) чрезвычайно сложно "расшифровать" на космофото, даже если снимок сделан. Это, кстати, актуально для хороших условий сьемки. Любое ухудшение погодных условий, темнота, облачность - и всё, нет вообще никакой достоверной информации.
Б. Но и прямое визуальное наблюдение не помогало: было выпущено несколько резервных комплектов секций, точь-в-точь как настоящие. То есть, даже наблюдение не могло сказать, истинный ли это поезд с ракетами или нет. Внедрение информаторов в службу ВОСО тоже не очень помогало: восошники "вели" поезда, не зная того, есть ли там ракета. Это знал только командир поезда и его заместитель, у которых была своя связь и управление, отличное от ж/д каналов.
Таким образов, на сеть дорог могло выйти втрое больше ракетных поездов, чем в них было ракет, и противник был вынужден нацеливать свои ракеты на ВСЕ цели, если бы он смог охватить их постоянным наблюдением.
Поэтому БЖРК - чрезвычайно эффективная сущность, и именно поэтому его так сильно хотели упразднить противники. И - у них это получилось. Но решение состоялось задолго до Путина.
Journal information