Пора продолжать серию - ещё не показано шесть или семь планируемых мною постов. Два транспортных, один подводно-лодочный, два из технического музея и показ самой большой имперской мечети Османской империи. Сейчас - первая часть обзора городского транспорта, в одну всё не влезло, пришлось делить.
Трамвай в центре города порой отделён от посетителей кафешек только стеклом и тремя метрами расстояния
Вначале - немного лирики о транспорте в целом.
Стамбул - город быстрорастущий и огромный: как по населению (ок. 11 млн. с пригородами), так и по территории. Однако транспортная система его разделена на несколько разнородных частей и состоит из разных проектов, начатых в основном в 1989-2000 г. в разных районах города. Главной опорной системы - как единое метро в Москве или Питере, охватывающее большинство территории мегаполиса, или система S/U-bahn в Берлине - там нет, и это довольно неудобно. А до начала 1990-х, как я понял, Стамбул по части транспорта был вообще архаичен и азиатизирован.
Сейчас стабульский транспорт развивается быстро и динамично, разные виды имеют точки стыковки и включены в единый тариф, включая паромы, но единой системы одного опорного транспорта, как основы, пока ещё не просматривается. При пересечении города нужно всё время просчитывать, чем и как ехать, и с непривычки это кажется довольно сложным. Но при желании и некотором путешественническом опыте через 2-3 дня адаптируешься и воспринимаешь вопросы пересадок уже более спокойно.
Итак, в Стамбуле есть:
1) "Полное" метро на севере европейской части города, 1 линия
2) "Легкое метро" (полуметро) - из аэропорта Ататюрка в центр, но не доезжая самого центра, 1 линия
3) Магистральные трамваи по выделенным трассам, занимающие очень важную роль в пассажиропотоке, 3 линии
4) "Ностальгические" трамваи - один в европейской и один в азиатской части города
5) Метробусы - быстрые магистральные автобусы большой вместимости, идущие парой друг-за-другом по хорде вокруг центра
6) Развитая сеть автобусов - много линий
7) "Долмуши" - частные маршрутки, в основном от главных районов концентрации населения к окраинам
8) Много линий паромов через Босфор и Золотой Рог, которые тоже включены в единый тариф
9) Две линии пригородных ж/д - в Европе и Азии, и они тоже в едином городском тарифе
10) Тюнель - исторический фуникулер XIX века, однако же работающий на всю катушку
11) Новый фуникулёр на Kabatas
12) Две канатных дороги
...и, конечно же - такси.
В общем, без бутылки не разобраться, и с первого раза голова кругом идёт. Но выпив пару-тройку, уже вполне можно :-)
2. Вот общая схема сообщений. На юге - Мраморное море, две части города - европейскую и азиатскую - разделяет Босфор.
В этой части я смогу показать пп.2 - легкое метро от аэропорта, трамваи - магистральные и ностальгический, в Европе. Остальное - во второй части, кроме паромов и железных дорог, которые я уже показывал.
Легкое метро
3. Итак, вы прилетаете в аэропорт Ататюрк и у вас есть выбор: либо уехать в город легким метро за пару лир, либо на такси раз в 15-20 дороже. Давайте пока попробуем на метро. Хотя говорят иногда - "ой, да фиг это там метро найдёшь!", на самом деле это не так. Для слепошарых есть указатели не только на уровне глаз, но и на полу. И они достаточно яркие - нужно просто следовать по ним.
4. Пока ещё не совсем понимаешь схему оплаты, а там их несколько вариантов, можно купить просто жетоны. Цена поездки - 2 лиры (х16). Проход в зону метро - через турникеты.
5. Расписание лёгкого метро. Открылось оно в 1989 году, а до аэропорта добралось в 2002-м.
6. Аэропортовская станция метро. Тут она подземная.
7. В качестве украшений используются в основном орнаменты.
8. А вот и наш метропоезд.
9. Метропоезд на другой конечной станции, в городе - Aksaray. Сама линия тут в основном наземная, подземных участков совсем чуть-чуть - даже меньше, чем в Волгограде.
10. Внутри метропоезда. Вагоны проходные.
11. Страна патриархальная, и тут принято уступать место беременным и особенно старикам, пожилым, инвалидам. Насколько я наблюдал, молодые делают это почти всегда.
12. Нам ехать в самый центр, почти к вокзалу Сиркеджи, так что выходим на самой удобной пересадочной станции - Zeitinburnu. Она удобна тем, что трамвайная станция расположена прямо внизу, два шага. А вот если ехать до конечной - то это и заметно дольше, и неудобней - там пересадка далеко, и нужно идти до трамвая минут 7.
Магистральный трамвай
Появился он только в 1992 году (Т1), а в промежутке 1966-1992 г. трамваев в городе не было, после уничтожения в середине 1960-х. В 2005 году трамвай "перешагнул" через Галатский мост на север, до ст. Кабаташ.
13. Переходим на станцию магистрального трамвая Т1 Zeitinburnu. Нужно заново покупать жетоны за 2 лиры, но если есть т.н. Акбиль или Istanbul Card, то тогда при пересадке идёт существенная скидка, и дальше едешь за 85 курушей (0.85 лиры). По акбилю и сама поездка немного дешевле - 1.85.
14. Трамвай линии Т1, в отличие от лёгкого метро, проходит через самый центр и все его туристические и офисные районы. На улицах, выделенных под магистральный трамвай, ничего больше не ходит, кроме официальных такси и рейсовых автобусов. Все заезды тут огорожены либо физически, либо обставлены запрещающими знаками.
15. Внутри трамвая. Сейчас вечер воскресенья, поэтому свободно, но в будни в разгар дня, а особенно утром - просто давка, протолкнуться негде! Центральная линия Т1 возит огромный пассажиропоток, поэтому трамваи по линии идут с интервалами в 2-3 минуты, не больше.
16. Жетонные автоматы. Есть ещё несколько образцов, более сложных, где можно пополнить акбиль или магнитную карту, но их я не снял. Что такое "акбиль"? Это такая магнитная таблетка с ручкой, подобная тем, которыми мы открываем кодовые замки подъездов, ценой 7 лир, и туда нужно внести депозит, сколько хочешь. Внес, например, 20 лир, и расходуй их, прикладывая на турникетах акбиль к специальным местам, которые снимают при проходе деньги. Как я уже сказал, при пользовании акбилем с пересадками - большие скидки, более чем вдвое от тарифа. Кроме того, очень удобно, что акбиль действителен и на водные паромы, и на пригородные железные дороги, и на автобусы, и на метробусы. С акбилем в Стамбуле передвигаться на порядок проще, дешевле и быстрее, чем без него, а тем более если использовать такси. А при отлёте акбиль можно сдать обратно за 6 лир, но эта надо сделать не в аэропорту, а в городе.
17. Трамвай линии Т1 на Галатском мосту. Как видите, весьма длинная колбаса. И ходит очень часто.
18. Галатский мост, северная оконечность.
Трамвайные остановки в городе символически отгорожены и отделены от проезжей части ограждением и турникетами. В принципе, довольно легко зайти в трамвай и бесплатно, просто обойдя по самой рельсовой линии, но на каждой остановке дежурит пара специальных охранников, и я ни разу не видел, чтобы турки наглели и проходили бесплатно в трамвай. А вот выходят не обязательно через турникеты - впрочем, это тут не возбраняется.
19. Вот турок выходит с остановки не через турникет, а по рельсам.
20. Трамвай подходит с севера к Галатскому мосту, слева от кадра (не виден) - вход в Тюнель.
21. Трамвай на Эминеню, где большое количество паромных пристаней в разные концы Стамбула.
22. Т1 возле Св. Софии, спускается вниз.
23. Т1 поворачивает от вокзала Сиркеджи (на заднем плане) и следует к Галатскому мосту.
24. Линия Т1 проходит на протяжении 3 км примерно по линии главной улицы византийского Константинополя - Mesa. На фото - колонна Константина 330 года постройки (уцелела только часть).
Площадь Чемберлиташ находится на месте древнего форума императора Константина, из всех сооружений которого частично уцелела только колонна Константина, построенная около 330 года. Изначально колонна была высотой 35 метров и служила постаментом для статуи императора, но во время урагана 1106 года статуя была разрушена.
25. Контактный провод трамвая.
26. Конечная линии Т1 на Kabatas. Здесь находится главная пристань, откуда уходят паромы на Принцевы острова, а также совмещение с Новым Фуникулёром, который ведёт наверх, к пл. Таксим.
27. По линии Т1 идёт рейсовый автобус.
28. Посмотрим и ещё одну трамвайную магистральную линию - Т4. Она тоже длинная и ведёт в северо-западные районы. Открылась совсем недавно - в 2007-м и сейчас строится и далее.
29. Трамваи тут уже другие, не такие, как на Т1.
30. Совмещение линии Т4 и легкого метро, ведущего в аэропорт - см. в начале поста. Справа - Феодосиевы Стены, отграничивающие территории византийского Константинополя от более новых районов Стамбула.
31. Линия Т4 полностью обособлена от остального движения.
32. По линии идёт трамвай Т4.
Ностальгический трамвай.
33. "Ностальгических" трамваев в Стамбуле два - один в Азии, второй в Европе. Я успел попробовать только европейский - он идёт от Тюнеля до пл. Таксим по посольской улице Истикляль, и никакого транспортного значения не имеет. Скорей, это просто "фишка" для привлечения многочисленных туристов. Тем не менее, этот трамвай также включен в единый городской тариф и тут можно платить акбилем. Открыта эта линия в 1990 году.
34. Внутри салона "старого" трамвая (на самом деле - новодел, но копия старого).
35. Линия эта однопутная, и на ней ходит всего 2 трамвая, которые расходятся на серединной 2-путной остановке на ул. Истикляль.
36. Когда трамвай едет по улице, на нем часто висят бесплатные чуваки, цепляющиеся к нему после отправления.
37. Вид из окна ностальгического трамвая: почему-то в этот субботний день на Истикляль было огромное количество народу и две демонстрации (в т.ч. одна коммунистическая). В этот же день я также голосовал на парламентских выборах в генконсульстве России тут неподалёку.
38. Вагоновожатый (в галстуке).
Другие транспортные сущности будут показаны во втором посте этой серии.
Продолжение следует.
0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша
9. Турецкий чай и едальные сущности
10. Пересечение Босфора
11. Босфорские мосты
12. Святая София Константинопольская. Снаружи
13. Святая София Константинопольская. Изнутри
14. Святая София: подьём на хоры и обозрение сверху (видео)
15. Подземные цистерны
16. Гранд-Базар и большой бедлам
17. Рыбные рынки (Кумкапы и Галата)
18. Капалы Чарши и рыбный рынок в Галате (видео)
19. Транспортная система города, часть 1
Journal information